<Кострома> -<чучело из соломы и рогож, при встрече страдных работ, прощаясь с хороводами (на всесвятской, в воскресенье перед петровым постом, в русальное заговенье), хоронят Кострому, топят ее... в речке или озере. Часть провожай плачут и причитают, жалея Кострому, и не давая ее в обиду, прочие, с грубыми остротами продолжают свое; спровадив кострому, пьют и веселятся в последний раз до осени, до уборки хлеба> (Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Т. II, с. 176).
В настоящее время исследование этого слова идет в нескольких направлениях: — от языческого божества древних славян; — от доисторического «города Косов», то есть хазар, как и Казань, Саратов, Харьков; — от мерянско-мордовского «красивый»; — от славянского «костра» — луб, волокно; — в подражание замку Кострум (в Эстонии); — от огромных костров, которые жгли сплавщики леса; — от слова «кострома», в русских говорах означающего «прутья, солома, сорные травы»; — от слова из неизвестного, видимо финно-угорского, языка, оставившего особенно много названий в Северном Заволжье (суффикс «ма»).