ПЕРВАЯ В РОССИИ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГ-ЦАРСКОЕ СЕЛО-ПАВЛОВСК
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Возникновение железных дорог общего пользования было обусловлено
развитием промышленности, прежде всего горнодобывающей и
металлургической. Заметно стала возрастать потребность в массовых
перевозках железной руды, угля, лесных и строительных материалов.
Одновременно шли позитивные процессы разделения труда и специализации
отдельных территориально удаленных экономических зон страны,
сельскохозяйственного и ремесленного производств, что вызвало развитие
торговли, активизировало деловое общение населения.
Экономическое преимущество железных дорог перед другими традиционными по
тому времени видами путей сообщения состояло главным образом в заметном
снижении стоимости и значительном росте скорости доставки грузов и
пассажиров. Железные дороги стимулировали развитие просвещения народа, а
также поиск новых научно-технических и технологических решений.
Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была
построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 г.— между Стоктоном и
Дарлингтоном (21 км). Паровоз «Локомотив» 27 сентября провел поезд из 34
вагонов, включая 28 вагонов с 400 пассажирами, со скоростью до 24 км/ч.
В 1830 г. по проекту Стефенсона была построена и введена в эксплуатацию
Ливерпуль-Манчестерская железная дорога протяженностью около 50 км,
оказавшая большое влияние на железнодорожное строительство во всем мире.
Компания по строительству этой дороги предварительно провела состязание
паровозов для отбора лучшего из них. Победителем оказался паровоз Д.
Стефенсона «Ракета», на котором был применен трубчатый котел, что резко
увеличило парообразование, силу тяги и скорость движения.