Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального
искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни
и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство
духовного мира -- таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение
в его музыке. При этом красота и пластичность мелодии, восходящей к
народному творчеству, совершенство художественного мастерства сообщают
музыке Моцарта ее неувядаемость. Творчество Моцарта явилось высшим
выражением прогрессивных достижений музыкальной культуры его времени.
Пушкин, Рубинштейн и Чайковский о Моцарте. А. С.
Пушкин в своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» вложил в уста
Сальери, следующие замечательные слова, характеризующие музыку Моцарта:
«Какая глубина! Какая смелость, и какая стройность!» В этой лаконичной
оценке отмечены лучшие качества музыки великого композитора.
П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему
глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до
которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня
плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то,
что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в
человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана»,
ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», -- воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».
Творчество Моцарта поражает своей многогранностью. Несмотря на короткую
жизнь (Моцарт прожил неполных 36 лет), он создал множество произведений
во всех существовавших в его эпоху жанрах и формах. Но, в отличие от
Гайдна, основное значение которого заключалось в области
инструментально-симфонической и камерной музыки, Моцарт оставил во всех
жанрах, в которых он писал, произведения непреходящего значения. Его
симфонии, квартеты, трио, сонаты, концерты, оперы, произведения для хора
с оркестром (особенно знаменитый «Реквием») одинаково значительны и до
сих пор глубоко воздействуют на слушателей.
Важнейшей особенностью художественного облика Моцарта является широта
и многогранность его национально-культурных связей. Моцарт --
представитель венской классической школы XVIII века, которая в его лице
нашла свое высшее выражение. Но, в отличие от Гайдна, вся жизнь которого
почти не выходила за пределы австрийских владений, Моцарт с раннего
детства начал посещать разные европейские страны. Пребывание Моцарта в
Италии, Франции, Германии сказалось на его творчестве. При прочной и
ясной австрийской музыкальной основе, которая сама по себе является
многонациональной (сочетающей южнонемецкие, венгерские и славянские
элементы), Моцарт воспринял то, что он слышал, видел, наблюдал в других
странах. Так, в мелодике Моцарта много итальянских влияний. Можно
услышать в ней и тонкие связи с французской музыкой, со славянскими
музыкальными культурами.
Но все это в музыке Моцарта стало «своим», вошло в нее в качестве
органической, неотъемлемой части. Все, что было жизненно и нужно, Моцарт
переработал, создав свой неповторимо своеобразный творческий стиль.
Музыка Моцарта, обнаруживающая множество связей с разными национальными
культурами, никогда и нигде не становится эклектической, везде и во всем
она носит печать национальной принадлежности и творческой
индивидуальности великого композитора.
Но все это в музыке Моцарта стало «своим», вошло в нее в качестве
органической, неотъемлемой части. Все, что было жизненно и нужно, Моцарт
переработал, создав свой неповторимо своеобразный творческий стиль.
Музыка Моцарта, обнаруживающая множество связей с разными национальными
культурами, никогда и нигде не становится эклектической, везде и во всем
она носит печать национальной принадлежности и творческой
индивидуальности великого композитора.