Од руководством инженеров Н. П.Меженинова, О. П.Вяземского и А.
И.Урсати в 1887 году были организованы три экспедиции для изыскания
трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно - Уссурийской железных
дорог, которые к девяностым годам XIX века почти завершили свою работу.
Большой вклад в разработку строительства Сибирской железной дороги
внесло Императорское русское техническое общество. В его составе
действовал железнодорожный отдел. В работе принимали участие ученые,
инженеры, представители деловых кругов. Огромная роль принадлежала
профессорам Белелюбскому Н. А.,Герсеванову М. Н., Гордеенко Я. Н.,
инженерам Меженинову Н. П.,УрсатиА. И.,и другим. В начале 1891 года был
создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги, который вынес
важное постановление о том, что Сибирская железная дорога, это великое
народное дело, должно осуществляться русскими людьми и из русских
материалов и утвердил технические условия строительства магистрали. В
феврале 1891 года Комитет министров признал возможным начать работы по
сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон - от
Челябинска и от Владивостока. Девятнадцатого мая 1891 года во
Владивостоке состоялась торжественная церемония закладки Уссурийской
железной дороги - первого звена Транссибирской магистрали. 26 мая 1891
года газета «Владивосток» писала: «19 мая свершилось необычайное событие
в истории нашего восточного побережья, это закладка Уссурийской
магистрали»
Планировалось строить магистраль в три этапа. Первый этап это
Западно-Сибирская дорога от Челябинска до Оби, Средне-Сибирская дорога
от Оби до Иркутска и Южно-Уссурийская дорога от Владивостока до
Графской. Второй этап - Забайкальская дорога от Мысовой до Сретенска на
Шилке и Северо-Уссурийская от Графской до Хабаровска. Третий этап -
Кругобайкальская дорога от Иркутска до Мысовой и Амурская дорога от
Сретенска до Хабаровска.