Отец Вареньки - красивый, статный, высокий, свежий, с белыми-усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами., Иван Васильевич - доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным чувством. Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает «с” восторженным умилением»?. Очевидно, тем, что он влюблен, захвачен праздничной атмосферой званого вечера, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты. В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив: в весеннем мокром тумане движутся пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые рогожами извозчики шлепают огромными сапогами по талому снегу. Кузнец в засаленном полушубке и фартуке несет какую-то ношу; в конце поля виднеется что-то большое, черное, - оказывается, это черные люди, солдаты в мундирах; раздается неприятная, визгливая мелодия, и перед пораженным наблюдателем развертывается страшная картина наказания. Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь, в сопоставлении с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно. Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата. Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты тоску. Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: «… все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым». Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия царской России. Разбор двух частей рассказа переходит в беседу о главных героях (полковнике и Иване Васильевиче), об идейном смысле произведения. Учащимся предлагается вторая часть 3-го вопроса: почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? Русские литературоведы, следуя ленинской методологии, важную особенность творчества Толстого справедливо видят в «срывании всех и всяческих масок».