В. Гюго
сказал, что совесть – «это компас в мире неведомого». Что стоит
за этими словами писателя?
Я думаю, моральные принципы, самооценка,
показатель высокой духовности. Напрасно некоторые думают, что совесть может быть побеждена
практической выгодой, расчетливостью ума. Я убеждена, что власть совести
безгранична, поэтому она залог спокойствия души.
Можно
привести массу доказательств из классической литературы, которые говорят, что человек, живущий вразрез со своей совестью, приходит к
трагедии. Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание», в которомглавный герой Родион Раскольников совершает убийство,
чтобы проверить свою принадлежность
к категории «сверхлюдей». Когда герой решается на преступление, автор
показывает противоречия его души, связанные с борьбой совести
и ума. Внутренний голос
подсказывает герою, что он не способен на убийство,
что душа
его не выдержит неминуемой кары.
Но холодный расчету берет верх
и заставляет героя пойти на преступление. Это оборачивается
для нег душевными мучениями, терзаниями, отчуждением
от близких. Раскольников
недооценил свою совесть. Его страдания —
это ее голос. Описывая муки героя, Достоевский казнит тех, кто отрицает совесть.
Проблему совести и ее влияния на поступки человека отражают
в своих произведениях многие русские писатели. В их числе А.С.Пушкин,
Л.Н.Толстой, М.А.Шолохов, Ф.М.Достоевский. В рассказе Шолохова «Судьба
человека» главный герой Андрей Соколов с честью преодолел искушение спасти свою
жизнь ценой предательства: отказался пить за победу немецкого оружия, хотя
понимал, что за это его могут убить на месте.
О том, как совесть не дает
спокойно жить человеку, совершившему преступление, пишет А.С.Пушкин в драме
«Борис Годунов» «…Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».