Может подойдет
Петровская
эпоха явилась переломным периодом в истории русского
градостроительства. Одновременно с решительным переломом во всех
областях городского строительства произошли крупнейшие сдвиги и в самих
художественных воззрениях русских зодчих. Для осуществления строительной
программы, особенно широко развернутой в Санкт-Петербурге, требовались
многочисленные архитектурные кадры.
В
начале XVIII в. Москва, обладавшая крупными зодчими, все же являлась
хранительницей старины, и, следовательно, в новой обстановке, когда сам
Петр стремился к европеизации русской культуры, было необходимо
приглашение иностранцев. Снова, как и при Иване III, в Россию приезжают
иностранные архитекторы. Большинство из них сосредоточилось в
Петербурге, где под руководством самого Петра и Комиссии строений,
возглавляемой Ульяном Сенявиным, осуществляются широкие строительные
работы. Начиная с 1713 г. в Петербурге работают Шлотер, Шедель, Леблон,
Матарнови и ряд других мастеров.
Доминико Трезини, долгое время работавший при королевском дворе в
Копенгагене, принес с собой в Петербург суровые формы скандинавского
зодчества. Эта суровость нашла воплощение в колокольне Петропавловского
собора, которая поднимается над равниной Невы подобно шпилеобразным
башням Стокгольма, Таллина и Риги.
Со смертью Петра приглашение иностранцев надолго прекратилось.
Планирование
и прокладка улиц и магистралей Петербурга - явление в сущности
уникальное. Основная масса архитекторов их планировку объясняет влиянием
западноевропейских планировочных композиций, восходящих к лучевым
магистралям Версаля и Рима. Однако нетрудно доказать своеобразие
петербургской планировочной системы.
Начало
XVIII столетия в истории развития русской архитектуры ознаменовано
чрезвычайно знаменательными творческими достижениями. За два десятилетия
были созданы многочисленные архитектурные ансамбли и отдельные
сооружения, частью сохранившиеся до нашего времени, свидетельствующие о
мощном расцвете архитектурного гения русского народа. Монументальное
церковное и дворцово-парковое строительство характеризует русскую
архитектуру середины столетия. В ведущей тематике архитектуры эпохи со
всей яркостью сказалась политика дворянского абсолютистского
государства, приведшая к расцвету монументального дворцового и
культового строительства.