Золотоордынскую культуру создавали представители многих стран и народов. Узбек и Джанибек, стремились привлечь ко двору крупных ученых, поэтов, богословов. По словам татарского историка XIX века Шигабуддина Марджани, вокруг Берке "собралось большое число достойных людей и великих ученых, и он участвовал вместе с ними в меджлисах, проводил с ними часы досуга и брал себе на вооружение их мудрые суждения".
Путь к культурным достижениям других народов открывали и широкие торговые связи. И потому золотоордынская культура была сплавом традиций разных культур. В ней есть черты искусства Китая и Средней Азии. На достижениях многих стран, в том числе мусульманского Востока, Волжской Булгарии и Руси, было основано искусство градостроительства.
Со временем Золотой Орде получило развитие просвещение. В Сарае, Крыму, вдругих городах были открыты медресе и училища. Здесь постигали ислам, богословские дисциплины, поэтическое искусство. Грамотными были не только знатные, но и многие черные люди, как в Золотой Орде называли простой народ. Писали на арабском алфавите. При письме пользовались металлическими перьями и бумагой. Многие ученые и поэты владели несколькими языками и писали свои произведения на тюрском, арабском и персидском языках. Но письменная культура развивалась в основном на кыпчакском языке. Этот язык очень близок в современному татарскому языку.