Развитие общества в значительной мере
зависит от совершенствования орудий
труда и производственных отношений. Эти
характеристики труда существенным
образом отличают характер человеческой
деятельности от инстинктивного поведения
животных, что позволило Карлу Марксу и
Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в
качестве своеобразного «творца»
человеческой истории, создать «трудовую
гипотезу» происхождения человека и
общества ( антропосоциогенез ).
Кроме людей есть и другие животные,
которые могут использовать природные
предметы в собственных действиях, но они
никогда не изготавливают орудия труда с
помощью орудий труда. Проблема
возникновения человека мыслящего,
творящего, способного к трудовой
деятельности, совместно с себе подобными,
была рассмотрена Энгельсом в работах
« Диалектика природы» и «Роль труда в
процессе превращения обезьяны в
человека». Энгельс предположил
существование сложного
маятникообразного движения от
биологических к качественно новым,
социальным закономерностям и обратно в
процессе антропогенеза. В силу изменения
природных условий жизни будущий человек
стал чаще использовать природные
объекты (камни, палки) в своей предметной
деятельности; он вынужден был
распрямиться для лучшей ориентации в
условиях изменившегося рельефа ; искать
защиту от холода при изменении климата.
Эти природные предпосылки стимулировали
развитие простейших трудовых навыков,
которые, в свою очередь, привели к
изменению строения руки. Освобождённая
от участия в передвижении, рука стала
органом и одновременно продуктом труда.
Рука как биологический орган утратила
свою естественную специализацию, что
создало условия для совершенствования её
неспециализированных навыков для
расширения круга предметов, посредством
которых можно воздействовать на природу.
Даже самые примитивные орудия труда
закрепляли и передавали другим
индивидам инстинктивно незакреплённые
«схемы деятельности». В орудиях труда, их
форме и функциях закреплены идеальные,
исторически выработанные, обобщённые
способы трудовой деятельности. Орудия
труда заставляют человека действовать по
логике всеобщей схемы труда. В процессе
обучения овладение орудиями труда
становится важнейшим средством
социализации индивидов, приобщения их к
нормам культуры. Орудия труда были
первыми предметными, материальными
«абстракциями», что оказало влияние на
процессы становления и развития
собственно мышления.
Поскольку труд — деятельность
общественная, коллективная , возникает
потребность в средствах её организации.
Таким организующим и контролирующим
средством стала членораздельная речь,
язык. В процессе коллективной
деятельности у людей возникает и
«потребность что-то сказать друг другу», и
предмет «разговора», то есть появилось,
что сказать другим. Потребность создала
свой орган. Гортань обезьяны изменила
свою структуру, это и стало биологической
предпосылкой возникновения речи