Лидер – это авторитетная личность, вдохновитель и опора всего коллектива. В группе лидер может осуществлять сразу несколько ролей, тем самым помогая остальным в достижении целей:
•Лидер-тренер исполняет роль наставника, помогающего совершенствоваться и приобретать новые навыки, умения;
•Лидер-новатор осуществляет процесс по улучшению качества работы остальных;
•Лидер, как глава группы, следит за работой коллектива, осуществляет контроль над выполнением заданий.
В определенной ситуации лидер берет на себя соответствующую роль: когда необходимо «поднять» коллектив, стимулировать его к эффективной работе, лидер осуществляет одни функции, а выступая, например, в роль тренера – совсем иные.
Перечислим основные задачи лидера:
1) Знакомит со своими взглядами, вдохновляет на свежие идеи
Настоящий лидер способен направить энергию своего коллектива на создание чего-то нового и уникального. Но для этого сам лидер должен ясно видеть будущее перед собой.
2) Уделяет внимание процессу и результатам работы, отношениям внутри коллектива
Пожалуй, одна из сложнейших задач лидера – это умение распределять силы между процессом, результатом и взаимоотношениями. Истинный лидер следит не только за результатом работы коллектива, но и за самим процессом деятельности, контролируя отношения между сотрудниками.
3) Стимулирует к работе, добивается наибольшего включения в работу
Каждый человек хочет стать участником принятия решений. В этой ситуации задача лидера – выбрать наиболее активных и способных в принятии решений людей. Правильный выбор – это залог успешного принятия решений, которое гарантирует лидеру доверие и сплоченность коллектива.
4) Становится примером для остальных
Коллектив постоянно следит за поступками и поведением главы коллектива. Лидер – это эталон и пример для подражания. Своим поведением и поддержкой лидер может создать атмосферу вовлеченности сотрудников, сохранить внимание коллектива на поставленной задаче.
5) Разрабатывает пути решения
Еще одна не менее важная задача лидера – это умение находить несколько подходов к выполнению задания. При этом возможно и включение других участников коллектива в процесс планирования, что повышает вероятность успеха.
6) Помогает другим раскрыться
Лидер – это тренер и учитель всего коллектива. Успешный руководитель не только влияет на сотрудников с помощью поведения, но и помогает своим подопечным развить необходимые качества и навыки. Лидер – это человек, который знает, к чему стремятся другие.