А.
Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В
пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной
глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью изображения, любовным
вниманием к мельчайшим подробностям жизни родной природы. А. Н. Майков к тому
же был еще и хорошим художником, поэтому любил поэтически отображать яркое,
солнечное состояние природы в своих стихах. А что может быть ярче и солнечнее
поющего весеннего или летнего дня? Проснувшаяся, входящая в силу после холодов
земля радует глаз буйством красок, «теплит сердце» надеждами и приветом,
заставляет беспричинно улыбаться, как это описывается в стихотворении А. Н.
Майкова «После зыблется цветами». Поэтическое пространство здесь лишено образов,
оно все залито светом, даже пение жаворонков словно растворяется в «блеске
полдня». И внутрь этой картины поэт помещает себя, не нарушая ее гармонии, а
наоборот, передавая состояние счастливого единения человеческой души и
окружающего мира в минуту восторга: * О,
откуда раздаются * Голоса их, я не знаю… * Но, им внемля, взоры к небу, *
Улыбаясь, обращаю. Возвышенное,
торжественное настроение стихотворению придает лексика: «зыблется», «бездны»,
«взор», «тешат», «внемли». Эти слова высокой стилистической окраски как бы
увлекают читателя в голубые бездны, куда устремляет свой взор и поэт. Также
гармоничен, прекрасен мир в лирике А. А. Фета. Но поэт не стремится к
изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют
«поэтические события» в жизни природы: розы грустят и смеются, тонко
позванивает колокольчик в цветнике, раскидывает ветви пушистая весенняя верба,
и «первый ландыш» «из под снега просит солнечных лучей». Конечно, самой богатой
на такие события может быть опять же весна с ее стремлением к жизни, радости.
Поэтому в стихотворении «Первый ландыш» так много восклицательных предложений.
Фету важно не фотографически точно изобразить явления природы, а передать свои
впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом,
а образом переживанием: * О первый
ландыш! Из под снега * Ты просишь солнечных лучей; * Какая девственная нега * В душистой чистоте твоей! Такие стихи обращены не к уму, а к чувствам
человека с его склонностью к неожиданным связям и ассоциациям: * Так дева в первый раз вздыхает * О чем -
неясно ей самой, - * И робкий вздох благоухает * Избытком жизни молодой. У Фета «воздух, свет и думы заодно»: его
поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений в запредельную
тайну мироздания: * Как первый луч
весенний ярок! * Какие в нем нисходят сны!
Этим объясняются и нарушение у поэта традиционной условности
метафорического языка, всякие границы между человеком и природой устранены:
речь в стихотворении идет сразу и о ландыше, и о деве. Еще одна особенность
фетовской лирики состоит в музыкальности, которая проявляется в озвучивании
предметов и явлений окружающего мира. Песенное начало есть и в стихотворении
«Первый ландыш». Его создают, во первых, лексические повторы: «первый», «весна
- весенний», «дева - девственный», «вздыхает - вздох», а также анафоры: «как»,
«какие», синонимы: «душистой - благоухает». Чтение таких стихов, как «Поле зыблется
цветами», «Первый ландыш» доставляет настоящее наслаждение, позволяя окунуться
в прекрасный мир поэзии и весны.