Флорентийская живопись 15 столетия
Мазаччо. Иероним и Иоанн Богослов
1428, Национальная галерея, Лондон
Живопись Флоренции 15 века
Липпи. Мадонна в лесу, 1460
Государственный музей, Берлин
Живопись Раннего Возрождения
Гирландайо. Джованна Торнабуони
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Решительный и окончательный поворот в сторону утверждения реализма и
преодоления средневековой традиции
в итальянском искусстве происходит в 15 веке (кватроченто). В это время
складываются различные территориальные школы, пролагающие пути
реалистическому методу. Ведущим центром гуманистической культуры и
реалистического искусства Раннего Возрождения остается Флоренция.
Флоренция первой половины и середины 15 века.
После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти)
во
Флоренции в конце 14 века власть сосредоточилась в руках нескольких
богатейших
семейств. Их междоусобная борьба завершилась победой банкирского дома
Медичи.
Ловко используя в своих целях неудачи соперников, после переворота 1434
года Козимо Медичи становится негласным правителем Флоренции, хотя и
сохраняет на
первых порах видимость демократических свобод. Он стремится снискать
славу покровителя искусств и наук.
Во Флоренции в 1439 году учреждается Платоновская академия, основывается
Лауренцианская библиотека. Семейство Медичи собирает
значительную художественную коллекцию, при дворе работают писатели,
поэты, гуманисты, ученые. Возникает новый критерий оценок
прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство
соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической
проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы
приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии, линейной
перспективы.
Флоренция последней трети 15 века. С открытием новых торговых путей через Атлантический океан, с падением в 1453 году
Константинополя под натиском турок итальянские города-государства утрачивают свое значение в торговле между Западом и Востоком.
Приближающийся кризис накладывает свой отпечаток на все области общественной и экономической жизни.
В то же время, особенно с конца 15 века, поднимается мощная волна сопротивления феодальной реакции, нарастает демократическое
движение ремесленных слоев города. Оно создает почву для дальнейшего прогресса искусства.
Предпосылки для следующего этапа развития искусства Возрождения раньше
всего складываются во Флоренции, где в последней трети
15 века завершается этап раннего Возрождения. Здесь в период правления
Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, созревает своеобразная
по утонченности культура, пронизанная живым интересом к античной
мифологии, обращенная к рыцарской готической традиции. Лоренцо
Великолепный удерживал власть, с холодной жестокостью подавляя заговоры и
мятежи. Блеском двора, приглашением известных художников
и поэтов он стремился создать видимость благополучия в государстве.
Однако за внешним расцветом Флоренции чувствовалась неуверенность
в завтрашнем дне, ее выражала хрупкая изысканность рафинированной
придворной культуры, она звучала в беззаботной вакхической песне,
сочиненной самим Лоренцо: «Если хочешь — счастлив будь, но на завтра не
надейся».