(1)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий поселок, пока совсем не стемнело. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел.(6)Мне еще по пути домой нужно было бухту обогнуть.(7)Только я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже захлестывают своими вспененными гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море…(9)Одна дорога остается: вверх на крутую скалу. (10)И вода подгоняет – уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет.(11)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжелым рюкзаком да еще с ружьем по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я, что стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго.(16)Еще немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо?(19)Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен и от ветра укрытие.(20)А внизу береговую полоску совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружье к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил…(23) «Переночую тут спокойно, - размышляю про себя, - а завтра по заре и двину дальше».(24)Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, и кусты, как живые шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?!(27)Смотрю: над площадкой медвежья голова приподнимается! (28)Уставились мы друг на друга и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а я-то думаю: «Ну все…(30)Сейчас он меня лапой как огребет, я и кувырок со скалы в воду…(31)Плохо дело…» (32)Похолодел весь и про ружье забыл…(33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная – аж скала дрогнула и брызги вверх полетели. (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки!(37)Вот уж и верно – у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу – его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову прячет и только дрожит от страха – мелко-мелко, всей своей шкуркой…(41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего терпит.(43)А волна опять как даст!(44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так с ним – не поверите! - и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался…(47)Вот, думаю, какая невиданная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие штуки увлеченно вытворяют. (49)Это же дикий зверь! (50)А беда приперла – и к человеку сунулся. (51)Доверяет….(52)Всегда бы так! (53)Мирно…
В1. Замените разговорное слово ЦАПНЕТ в предложении 41 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
В2. Замените словосочетание КУСОЧЕК САХАРА (предложение 48), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
В4. Среди предложений 7-9 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.Никакой это и не медведь оказался, (1)а маленький,(2) годовалый медвежонок. Должно быть,(3) от матери отстал, (4)заигрался на берегу – его водой прихватило и напугало до смерти.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.
В7. В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.Камни из-под него сыплются,(1) стучат по скале,(2) и кусты,(3) как живые, (4) шевелятся.
В8. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 14-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.