Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается
особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой
золотого века человек во всем многообразии его проявлений.
Человек
с его мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями во все времена был в
центре внимания художников слова. Писатели разных эпох пытались
проникнуть в самые глубокие тайники человеческой души, найти скрытые
причины многих человеческих поступков. Подлинных вершин в изображении
внутреннего мира человека достигли русские писатели-реалисты Толстой,
Достоевский, Тургенев и другие, которые открыли в человеке новые
измерения, заглянув в его самые сокровенные переживания. Именно
благодаря неослабевающему интересу к внутреннему миру человека романы
этих писателей справедливо называют психологическими, да и сами
художники, в особенности Ф. М. Достоевский, нередко называли себя
психологами.
Писатели-классики создали столько непохожих друг
на друга образов, что невольно задумаешься, какой из них взять для того,
чтобы раскрыть избранную тему. Я понимаю ее в том смысле, что
необходимо показать, как, с помощью каких художественных средств и
приемов писатель изображает внутренний мир человека. Мне кажется, что
классическим образцом многообразия оригинальных приемов и способов
создания высокохудожественного образа личности является роман Михаила
Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени.
Этому роману в творчестве
писателя предшествуют поэмы Мцыри, Демон, Песня про купца Калашникова,
написанные в манере романтизма, художественного метода, нацеленного на
изображение чувств, эмоций, страстей, психологии человека, то есть
внутренних мотивов поступков личности. По представлениям
литературоведов, писатель-романтик наделяет своего героя одной
какой-либо страстью, значительно превосходящей своей мощью эту же
страсть в обычном человеке, то есть гиперболизированной, заставляет
своего героя действовать в исключительных обстоятельствах, а само
произведение окрашивается мотивами рока, судьбы, мистики и т. п. Таков
Мцыри, знавший одну, но пламенную страсть, воспитывавшийся в замкнутой
атмосфере мужского монастыря, убежавший из него во время грозы,
победивший барса (это все действительно исключительные обстоятельства) и
вернувшийся (такова судьба) к тем же ненавистным стенам, чтобы без
сожаления расстаться с жизнью. Для задуманного писателем романа о
молодом современнике романтический метод должен был уступить место
реалистическому, уже апробированному в романе А. С. Пушкина Евгений
Онегин.
Сложность состояла в том, что Лермонтов задумал
психологический роман, первый в истории русской и один из самых ранних в
истории мировой литературы. Верный своему принципу добывать из пламя и
света рожденное слово, добиваться максимального драматизма
повествования, писатель сумел найти оригинальные способы изображения
психологии Григория Александровича Печорина, главного героя романа.
Сразу отмечу, что все эти приемы и способы имеют прямое отношение к
композиции как совокупности элементов, используемых при создании
литературного произведения.