Земские соборы» выбрана для курсовой работы в какой-то мере под
влиянием внутриполитической обстановки в нашей стране на современном этапе.
Мы переживаем переломный момент нашей истории, продолжается разрушение
прошлого строя, идет формирование новых отношений, нового общества, новых
общественно политических порядков. В этот процесс втянуты все слои
общества. Видимо на этом основании некоторые политические деятели, депутаты
Государственной Думы в своей риторике нередко пользуются многообразными
историческими аналогиями и термином «соборность».
Что такое «соборность»? Когда она зародилась? Как формировалась?
Ответы на эти вопросы может дать лишь глубокое изучение истории России, в
том числе и периода функционирования земских соборов. Поэтому закономерно
предполагать, что изучение этого периода истории Российского государства
поможет более глубоко уяснить смысл понятия соборности, а также выработать
более верное представление об основательности или безосновательности
употребления этого понятия, этого термина в политических дебатах, в
обращениях к народу общественных деятелей и средств массовой информации. С
этой точки зрения изучение истории земских соборов XVI—XVII в.в.
злободневно и актуально.
В процессе изучения темы ставилась цель выяснить, почему появились
земские соборы, какие экономические и политические обстоятельства и
процессы в Московском государстве к середине XVI в. вызвали к жизни такую
форму опоры правительства на феодальное сословие и городскую верхушку
общества в форме земских соборов.
Важной задачей данной работы было показать, каков был политический
голос соборов, какое значение имели земские соборы в формировании и
функционировании склада жизни Московского государства второй половины XVI
в. — XVII в., как они влияли на внутриполитические отношения.
В нашей современной бурной политической жизни, в средствах массовой
информации, в программных выступлениях многочисленных избирательных
компаний неизменно встает вопрос — есть ли у россиян чувство парламентской
традиции, есть ли этот элемент в политическом сознании основной активной
части населения. Большинство наблюдателей дает решительно отрицательный
ответ — нет, есть царистская традиция.
Но некоторые газеты и некоторые политики утверждают обратное. Они, на
основании чувства соборности русского народа, на основании опыта выборности
земских органов по реформе 1864 г., выборов в Государственную думу после
революции 1905 г., выборов в Советы, утверждают, что у русского народа
преобладают не царистские чувства, а традиции опоры на выборное
правительство.
Не вдаваясь в подробности этого вопроса в полной мере, целесообразно
все же в работе попытаться осмыслить опыт древнерусских земских соборов в
выработке у населения того чувства, которое сейчас принято называть
парламентской традицией.
Таков круг вопросов, которые являются целью изучения и написания
работы по теме «Земские соборы Российского государства XVI — XVII в. в.»