ПЕТЯ ТРОФИМОВ — центральный персонаж комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»
(1903). Образ студента П.Т. связан в пьесе с перспективой будущего
времени; предчувствием «новой жизни» и устремленностью к ней. Герои
комедии зовут его не по имени-отчеству, а ласково-насмешливо — Петя. В
разночинской «нескладности» этого человека можно увидеть «зажатость»
Беляева («Месяц в деревне» И.С.Тургенева). В его отношениях с Аней —
узнать просветительский ригоризм Жадова, «воспитывающего» Полиньку, и
Ме-лузова, «улучшающего» Негину. «Вечный студент», «облезлый барин»,
П.Т. освещен в пьесе мягким отношением действующих лиц к его словам и
поступкам («Петя с лестницы упал!»). Ему идет совершать промахи,
неловкости — падать с лестницы, терять калоши. Его «недотепистость»
сказывается и в запальчивом заявлении «Мы выше любви!», и в том, как он
утешает Раневскую, произнося слова, усугубляющие ее горе. П.Т. много
рассуждает, говорит умно и горячо, не являясь тем не менее ни фразером,
ни краснобаем. В его монологе о «гордом человеке» слышится благородное
опровержение доморощенного ницшеанства горьковского Сатина («На дне»).
Его высказывания об интеллигенции совпадают по смыслу с чеховскими
словами: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, истеричную,
фальшивую». В его совете Лопахину «не размахивать руками» есть своя
историческая правота. В мыслях П.Т. о необходимости «искупления»
прошлого — «страданием, необычайным, непрерывным трудом» слышны отзвуки
призывов Н.Г.Чернышевского «любить будущее» и «работать для него». Сам
П.Т. готов «страдать» от бедности, нужды, гонений. Но душевные
страдания, страдания сознания — ему неведомы. В этом смысле он
действительно «свободный человек»: свободный от прошлого, не связанный с
вишневым садом личной, сердечной связью. Ему не приходится обрывать
нити прошлого, «резать по живому». Раневская справедливо выговаривает
ему: «Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не
потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного
вашего вопроса?» Оттого и ощущение «переходного» момента, вызревания
будущего в настоящем вызывает у П.Т. чувства счастья и полноты
существования: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его». В этом
прекраснодушии, инфантилизме П.Т. кроется его «идейная наивность» —
такая же неотъемлемая часть русской жизни, как «епиходовщина» или
извечная надежда на то, что «бог поможет», «еще что-нибудь случится не
сегодня-завтра…». Первый исполнитель роли П.Т. — В.И.Качалов (1904).
Среди других исполнителей — А.Я.Таиров (1907), В.С.Золотухин (1975).
Среди зарубежных исполнителей — Ж.Л.Барро (1954).