«Мертвые души» Н.В. Гоголя – явление столь же гениальное и удивительное, сколь и произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Оба текста (с точки зрения жанрового определения) оказываются авторской новацией в системе жанров русской литературы девятнадцатого века. Как необыкновенно казалось тогда литературному обществу определение лирического произведения как «романа» (хоть и «в стихах»), и столь же удивительно звучит определение «поэма» по отношению к прозаическому тексту.
Виссарион Григорьевич Белинский, великий критик девятнадцатого столетия, характеризует произведение Гоголя как роман, выстраивая четкую систему доказательств. Однако, прекрасно зная точку эту зрения, Гоголь и во втором издании «Мертвых душ» определяет жанр произведения как «поэма». На это есть ряд существенных причин, которые можно обнаружить при детальном анализе текста.
Во-первых, согласно определению, поэма – это лироэпический жанр, в котором на первый план выводятся какие-либо значительные и весомые характеры. Можно с уверенностью утверждать, что произведение Н.В. Гоголя – это не просто текст, это не просто повествование о судьбе и похождениях Чичикова, об его удивительной афере, о дерзкой и невероятной идее и прочее. Нет, текст поэмы – это еще и место осязаемого существования автора: читатель не может не обнаружить живой писательский дух, отраженный в лирических отступлениях, в которых Гоголь рассуждает о судьбе России. То есть тонкая лирика души автора, его искренние переживания тесно переплетаются с основной сюжетной линией, очерченной в произведении.
Во-вторых, герои «Мертвых душ» - это своеобразные «антибогатыри». Они значительны, известны всему народу, они прославились, но все их действия и поступки характеризуются с отрицательной стороны, они вызывают неприязнь. Лермонтов, представляя читателю Печорина как героя своего времени, в тех же тонах описывал типичную натуру современного поколения (стоит сказать, что и не без тени сожаления). Так и Гоголь: он показывает все самое гнусное, обнажает читателю обыденную и всем известную Россию – не сильное государство с великими победами и многовековой историей, но страну со своими безобразными, низменными страстями и скверными пороками, в которой действуют не бравые герои-освободители, а мелкие и жадные помещичьи души. Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев и Плюшкин – вот самые значительные характеры того времени: характеры низкие и глупые, безнравственные и абсолютно мертвые, пустые; однако это герои своего времени, это нравы России, смело и ярко показанные великим писателем.
В-третьих, стоит заметить, что Гоголь называл «Мертвые души» поэмой еще и потому, что считал значительным и очень важным сам замысел своего произведения: он мыслил его весомым импульсом к духовному возрождению России.
Возможно, что именно такое отношение к своей идее и дало повод Н.В. Гоголю определить жанр своего произведения как «поэма»