Получив землю и зависимых крестьян, феодалы превращаются не только в
экономическую, но и политическую силу. С той поры они все больше
заботятся о собственных владениях и судьбе своего княжества, чем о
государстве в целом. И местные князья, вынужденные опираться на
окружавшее их боярство, обычно послушно проводили навязываемую им
земельными магнатами политику, удельная раздробленность на Руси стала
результатом общего социально-экономического развития общества, то в
политическом плане привела к кризису, ослаблению государственной
структуры и упадку центральной, великокняжеской власти. Феодальная
раздробленность Древнерусского государства была неоднозначным,
противоречивым явлением, . Политическая жизнь страны протекала в
соперничестве сил объединения и дробления государства. В условиях
постепенного расширения автономии тех или иных княжеств часть князей и
крупных бояр была вынуждена отстаивать государственное единство и
целостность Русской земли — пусть даже временами на словах. Вынуждена
потому, что древнерусское общество требовало от господствующей верхушки
заботиться о единстве и военной мощи страны. Простой люд — крестьяне и
ремесленники, составлявшие абсолютное большинство населения Киевской
Руси — видел возможность безопасной и хорошей жизни исключительно в
существовании объединенного, централизованного и сильного государства,
способного защитить его от врагов — (прежде всего и почти исключительно)
кочевников причерноморских степей. Киевская летопись отметила, что в
разгар борьбы за Киев в конце 40-х гг. ХII в. между княжескими кланами
Мстиславичей, Давидовичей и Ольговичей была предпринята попытка
заключить мир и прекратить усобицы. Летописец вложил в княжеские уста
такие саморазоблачительные слова: «То было прежде, при дедах наших и
отцах наших — мир стоит до рати, а рать — до мира… Но мы уже устали
воевать. И так на том целовали крест в церкви святого Спаса: “Русскую
землю блюсти и быть всем, как братья”». Но и эта и подобные ей другие
попытки прекратить усобицы не привели к успеху.
Стремление сохранить
единство Древнерусского государства в высшей степени присуще обществу
40-х гг. ХII—ХIII вв. , когда ржавчина удельной раздробленности
разъедала Русь уже через несколько лет после смерти Мстислава Мономашича
(1132). Всеволод Ольгович черниговский вступил в конфликт с великим
князем киевским Ярополком Владимировичем, сыном Мономаха. Тогда «люди
черниговские» (городское вече) поставили перед своим князем ультиматум:
«Проси мира, нам известно милосердие Ярополка, он не радуется
кровопролитью, на Бога ради захочет мира, ибо блюдет Русскую землю» .
Лишенный народной поддержки, «Всеволод начал посылать своих людей к
Ярополку с мольбой о мире» 36.
Объединительные процессы на Руси
нарастали уже с самого начала раздробленности, с 40-х годов ХII в. , и
это при том, что внешне они обычно выглядели как соперничество разных
княжеских династий и феодальных группировок. Как справедливо заметил
известный историк, когда потомки Мономаха (добавлю к этому, что не
только они, но и другие княжеские кланы) боролись за киевский
великокняжеский стол, то почти для каждого из них эта борьба была
одновременно борьбой за собственный вариант единства Древнерусского
государства37 — конечно, во главе с тем, кто возглавлял эту борьбу.