Существует две версии. 1) Помещики в поэме расположены по мере омертвения их души. так, у Манилова есть семья, он приятен (на первый взгляд) в общении. У Плюшкина же нет ничего, он довёл себя до крайней точки бездуховности. Но: 2) Только у Плюшкина есть биография, только его глаза (зеркало души) описывает автор. так что есть вероятность, что именно Плюшкин в наименьшей степени "мёртвая душа" из всей галереи помещиков. Эта версия подтверждается и замыслом всей трилогии. Известная нам первая часть - это "ад" ( по аналогии с "Человеческой комедией" Данте) , следующая должна была соответствовать " Чистилищу". Значит, последний из галереи помещиков должен иметь хотя бы намёк на возрождение души. У Плюшкина есть хоть какие-то порывы (страсть к накопительству) , а какие намёки на движение души у прожектёра Манилова, у "дубинноголовой" Коробочки и др.?