Земская реформа — положение 1864 года о губернских и уездных земских
(самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, вызванная
необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных
учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из
центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в
поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают
только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно
осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной
специфики.
Земские собрания и управы были лишены права как
учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так
как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась
губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать
исполнение любого постановления земского собрания.
Земские собрания
и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей
сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и
фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством
санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной
торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия
(устройством хлебных складов, семенных депо) ; заботой о скотоводстве и
птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
Земская
реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х
годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в
Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы) .
Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской,
Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие
районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных
губерниях был принят лишь в 1911 году.
Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.