В художественном произведении есть свое бытие, но это не бытие жизни. Бытие жизни неповторяемо, — бытие художественного произведения бесконечно повторяемо при новом чтении. Бытие жизни умирает во времени, бытио художественного произведения вновь оживает при чтении, независимо от ушедшего времени. Бытие жизни всегда часть и включено в общий поток жизни,
уносящий его, — бытие художественного произведения замкнуто в себе,
изолировано от меняющегося бытия жизни. Бытие жизни совершается вне предопределений нашего разума, —
бытие художественного произведения всегда предопределено творцем. Для бытия жизни не поставлена цель, — художественное
произведение создано всегда для определенной цели, оправдывающей его
бытие.
Бытие жизни может быть непостигаемо разумом, но будет
существовать, а бытие художественного произведения, не будучи постигаемо
разумом, не существует.
Если мы перейдем к людям, живущим в бытии художественного
произведения, например, Алеша, Дмитрий, Грушенька, Смердяков и т. д., то
увидим следующее: Человек жизни может быть в разных бытиях, — человек художественного произведения живет только в его бытии. Человек жизни, родясь и старея, умирает; человек художественного произведения бесконечно повторяет свою жизнь. Целей существования человека, в жизни мы не знаем, а в художественном произведении для человека всегда намечена цель.