Аня — главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не
бездействующий человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она
активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и
развлечениями света.
В начале рассказа эта молоденькая девушка
выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы помочь
нуждающимся и голодным братьям. Этот эпизод даже вызывает сочувствие,
потому что перед нами типичный “неравный” брак. Аня измучилась,
вынужденная “ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить
на рынок”. Ради своих родных она готова на все, даже стать женой
грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее
жизнь? У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и
она чувствовала себя свободной. Да и семье помогать оказалось
невозможно. Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты,
броши”, тогда как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек
на ботинках, замазанных чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в
высшем свете. Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом
в структуре рассказа, в котором можно выделить две основные части:
замужество главной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из
“забитой”, робкой девушки преображается в даму, “гордую и
самоуверенную”: “И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и
свободной. Даже присутствие мужа не стесняло ее... ”. Понравившись
начальнику мужа, Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так
боявшаяся даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в
лицо: “Подите прочь, болван! ”. Теперь она живет как хочет, в роскоши, в
ней появляются уверенность в себе и самодовольство. Да, действительно,
Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, она взяла верх над
мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой — ценой потери
собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда героиня,
катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой
автор завершает повествование. Процесс духовной деградации, По мысли
автора, предотвратить невозможно. Аню поглотило светское общество, она
потеряла способность искренне чувствовать, любить. “Анна на шее” — это
история оскудения человеческой души, потери духовных качеств, являющихся
главным богатством человека.
Важным для Чехова является
способность остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся
событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой
способности залог победы над пошлостью, но этого не понимала героиня
рассказа