Периодизация:На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое
доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления,
хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка
спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что
мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит
от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем
приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.2-я стадия раннего детства
связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает
ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации;
общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности,
начинают стыдить за "мокрые штанишки".В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии,
ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет
говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется
чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра
очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу,
творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры,
развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр.
Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его
играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует
закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.В младшем школьном возрасте (4-я стадия)
ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь
школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает
технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями,
новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в
школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей
неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.В подростковом возрасте (5-я стадия)
формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический
рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед
другими, необходимость найти свое профессиональное призвание,
способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и
это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.На 6-й стадии (молодость)
для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное
сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой,
человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с
другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества,
интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности
переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция,
одиночество.7-я – центральная стадия
– взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю
жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они
подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии:
личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях,
удовлетворена собой и жизнью.После 50 лет (8-я стадия)
происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего
пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает
свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять,
что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать,
человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в
логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к
жизни перед лицом смерти.