Се население Сибири платило дань (ясак) в виде сдачи ханам шкурок ценных пород пушного зверя.
Напомню,
что после присоединения Хонгорая к России коренное население было
обложено ясачным сбором, который сначала «являлся выражением даннических
отношений аборигенов к русскому царю» . Со временем он превратился в
феодальную ренту, взимаемую царизмом как собственником хакасских земель.
Ясак – т. е. натуральная подать, получаемая с нерусских народов Сибири.
В русском языке слово «ясак» - букв. закон, правило, власть был
заимствован из монгольской речи в период Золотой Орды. Данный термин
известен хакасам, в языке которых он произносится как «чозах» и
употребляется в значении – закон, обычай, традиция, право. Например,
«тадар чозаoы» - закон хакасской веры, «ызых чозаoы» - обычай, связанный
с почитанием священных животных и т. д. Обычное право общества
скотоводов Хонгорая не отделяло закон от веры, предписания которых
необходимо было выполнять, ибо они попадали под общее понятие «чозах» .
Платежной
душой ( по-хакасски «ухчы» - букв. боец, стрелок) считался мужчина в
возрасте от 18 до 50 лет. В ХУIII в. с каждого «бойца» взимался ясачный
сбор пушным зверем: или один бобр (хундус) , или три соболя (албаoы) ,
или 300 белок (тиин) . При товарных обменах между собой скотоводы
использовали своеобразный эквивалент денег. Вплоть до начала ХХ в.
единицей обмена между тюрками Саяно-Алтая служили: или связки из
беличьих шкурок - «тиин» , или годовалый баран - «сwлеке» , или
годовалый бычок – «торбак» . Вероятно, в древние времена беличья шкурка
служила денежным эквивалентом и при торговых сношениях со странами
Центральной Азии.
Ясак, «пользуясь древними инородческими обычаями»
, собирали два раза в году: весной в апреле – мае (по-хакасски «часхы
албан» ) и осенью в ноябре - декабре (по-хакасски «rmcrm fk,fy»). Такой
же порядок существовал во времена правления монгольских ханов не только
на Саяно-Алтае, но и на Руси. «Русь, согласно ярлыку, … должна была
регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань» .
Получи 5