Ядром вооруженного франкского народа являлись дружины вождей, которые возникли еще в эпоху родового строя. Это были частные объединения для ведения войны на свой риск, собранные военным вождем (военачальником), который славился своими победами. Дружинники были обязаны вождю личной верностью, такой же верностью был им обязан и военачальник. «Вождь содержал их и награждал, устанавливал известную иерархию между ними; для незначительных походов служили отряд телохранителей и всегда готовое к бою войско, для более крупных существовал готовый кадр офицеров». Дружины использовались для подавления старинной народной свободы и тем самым содействовали появлению королевской власти.
Боевой порядок франков как в пехоте, так и в коннице состоял из родовых и племенных отрядов, которые выстраивались в линию, выравнивая и смыкая фронт. Сила их заключалась в родовых связях. «Атакуют — в пешем или конном строю — стремительно, причем не стараются сдерживаться, как бы вовсе не имея страха», — писал о франках Маврикий. Фланги и тыл боевого порядка франки не обеспечивали, резерва не выделяли, поэтому отвага и свирепость их заключалась в единовременном порыве. Для успешной борьбы с ними Маврикий рекомендовал нападать с флангов, притворно отступать и, когда франки в преследовании расстроят свой боевой порядок, внезапно их контратаковать; широко практиковать ночные нападения; избегать открытого сражения; действовать хитростью; затягивать время борьбы и всеми способами изнурять их.
Общественное и политическое устройство франкского государства, являвшегося объединением племен, определило характер и организацию его вооруженных сил. В начальный период франкские крестьяне комплектовали все войско, а впоследствии составили его основное ядро. Каждая сотня (территориальное деление) имела столько дворов, сколько необходимо было для того, чтобы выставить 100 воинов. При помощи графов и сотников король собирал крестьянское ополчение. Крестьянские общины — марки давали воинов по установленной разверстке. Такая система комплектования определила место пехоты, как главного рода франкского войска.
Франкский воин должен был приобретать оружие за свой счет. Качество оружия проверялось на смотрах, которые проводил король. За неисправность оружия накладывались строгие взыскания. Отмечен случай, когда король Хлодвиг лично убил воина на смотру, обнаружив у него неисправное оружие.
Национальным оружием франков была франциска — секира с одним или двумя лезвиями. К секире была привязана веревка, и франк ловко бросал секиру во врага на близких дистанциях. Для рукопашного боя франки, как и остальные «варварские» племена, имели мечи. Кроме франциски и меча у франков на вооружении было короткое копье (ангон) с зубцами на длинном и остром наконечнике. Зубцы ангона имели обратное направление и поэтому вынуть его из раны было очень трудно. Сначала воин метал ангон, который вонзался в щит врага, а затем наступал на древко ангона, оттягивал щит и поражал противника мечом. Некоторые франки имели ножи и луки; стрелы иногда пропитывались ядом. Щит круглой или овальной формы являлся единственным защитным вооружением. Только богатые воины имели шлемы и кольчуги. Выступая в поход, каждый воин должен был являться на сборный пункт с запасом продовольствия на три месяца и одежды на шесть месяцев, что определялось продолжительностью срока службы — с весны до осени.
Граф собирал ополчение своего округа и командовал им. Ополчение каждого графства делилось на сотни, во главе которых стояли сотники. Всем войском командовал король.
Таким образом, организация франкского войска определялась административным устройством государства, с возникновением которого народные собрания были заменены военными смотрами, получившими название «мартовских полей», так как они происходили ежегодно в марте.