Если бы я был среднестатистическим русским — наверное, за "красных".
Объясняю. "Белое движение" с момента основания страдало пороком, для политики непростительным — размытостью политических целей и задач. Что стали в виде цели перед собою "белые". Прогнать "краснопузых", передать власть Учредительному собранию. И все.
Непростительная ошибка.
Человек божий хочет знать, что даст ему новая власть, он желает подробного перечисления тех преференций, которые сия власть ему предоставит. И, желательно, скорейшего воплощения в жизнь обещаний.
Смогли реализовать "белые" хотя бы часть чаяний простого народа, крестьянства? Ведь Россия была к 1917 году все еще крестьянской страной. А что хотели крестьяне? Мира! Вернуться к сохе и плугу, кормить семью. Земли, которую они считали несправедливо отнятой у них стачкой "мироедов" и бездельных дворян. Смогли выполнить "белые" эти условия? Нет. Они все мешкали, о чем-то мутно раздумывали, обрушивали на крестьян те же самые репрессалии, что и "красные". И сами дали возможность "красным" начать исполнять на практике обещания, которые те дали. Лишь генерал Врангель стал проводить какие-то социальные реформы, но было уже поздно. Слишком поздно. "Белые" проиграли свое дело.
А что обещали "красные" и немедленно стали эти обещания воплощать в жизнь? "Земля — крестьянам, фабрики — рабочим, мир — народам." Вот так, просто и незатейливо. Приходил уполномоченный, брал в руки циркуль землемер и нарезали земли дворян поровну между крестьянами. Заключили мир с немцами. Да, позорный с точки зрения великодержавный интересов; но в том-то и все дело, что В.И. Ленин был гениальным тактиком и твердо знал, что политические обещания и договоры ровным счетом ничего не стоят при изменении внешнеполитической обстановки. Так и получилось.
Напоследок самое неприятное. Чтобы там не говорили о "запломбированном вагоне" за "красными" такого греха, как приглашение в страну иностранных интервентов, не числиться. Может, в розовых мечтах "белых" генералов и реализовывался честный сценарий отношения западных стран к новой России после окончания гражданской войны; но согласно максимам Макиавелли, славного философа, приглашенное иностранное войско всегда остается в стране и часто даже захватывает ее...
А если бы я был бы НЕ среднестатистическим русским — просто служил бы стране вне зависимости от политических пристрастий и злобе дня. А поскольку, как ни крути, победили "красные", то служил бы честно "красным".
Трагедия началась позже, в период полномасштабных репрессий и установления в России тирании. Но Россия — страна трагическая. Впрочем, трагична вся мировая история.