"Хорошее отношение к лошадям" (Восприятие,
истолкование, оценка) Почему-то Владимира
Маяковского принято считать поэтом
политического, агитационного и сатирического
плана. Хотя, как мне кажется, он выполнял
пропагандистскую и агитационную деятельность
как поденщину, как обязательную и скучную
работу. Конечно же, он искренне верил тому, о чем
писал, и писал здорово. Но в душе Маяковский
всегда скучал по тонкой, душевной лирике. Даже в
поэме «Хорошо!», насквозь проникнутой
воспеванием коммунистических успехов, он не
удержался от теплых поэтических фраз.
В одном из ранних стихов у Маяковского есть
прекрасная и нестандартная зарисовка об эпизоде,
скорее всего реально увиденном им на
заледеневаем подъеме московской улицы. Вполне
естественно, что он, человек, тонко и остро
чувствующий, не мог вместе с толпой плебеев
смеяться над несчастным животным. Не исключено,
что он подошел и вмешался, сделал замечание
возчику. И уже потом, как это всегда бывает у
поэтов, переплавил впечатление в пронзительные
строки: «Смеялся Кузнецкий, лишь я один голос
свой не вмешивал в вой ему...»
Лошади действительно плачут, когда им плохо.
Люди плачут чаще. Не раз каждому из нас
приходится «тащить свой воз» по скользкому
подъему жизненной дороги. И полно вокруг
насмешников. Встречаются и наездники — палачи,
готовые спустить шкуру...
Хорошее отношение к животным не всегда
подразумевает хорошее отношение к людям. У
Маяковского такое отношение есть.
… Глупенькая,
все мы
немного лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь.
Как есть и юмор, и некая детскость, столь
типичная для поэтов.
Может, старая и не нуждалась в няньке.
Может, и мысль ей моя показалась пошла.
Только лошадь рванулась,
встала на ноги.
И пошла,
хвостом помахивая.
Рыжий ребенок!
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось: она — жеребенок… Видение
тонкого и сострадательного человека. Любовь,
высказанная в несколько иносказательной форме.
Да, Маяковский пытается подшучивать над своими
чувствами. Но они все равно прорываются сквозь
иронию.
И как «смирял себя, становясь на горло
собственной песне», ручейками живой воды
просачивалась лирика истинных чувств в нарочито
грубоватых стихах.
Поэт жив и поныне, поскольку живы его
многочисленные сборники. Поныне собираются
люди у памятника Маяковскому, декламируют его и
свои стихи — это традиция. Но этот памятник не
только поэту, но и тому, что он — жертва, одна из
многомиллионных жертв неправедного строя и
неправедных правителей.