С приходом к власти и марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике
. Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического
курса, но и оформилась его новая философско-политическяя концепция,
получившая название «новое политическое мышление».
Основные ее положения предусматривали:
— отказ от фундаментального вывода о расколе совремеп ного мира
на две противоположные общественно-политические системы
(социалистическую и капиталистическую);
— признание мира целостным и неделимым;
— провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;
—
объявление в качестве универсального способа решения международных
вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
—
отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и
признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми,
национальными, идеологическими, религиозными и иными.
Смена внешнеполитического курса советского руководства началась
(как это бывало и прежде) со смены главы внешнеполитического ведомства.
Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был
назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе.
Последовало значительное обновление руководства МИДа.
Были определены три основных направления внешней политики:
нормализация отношений Восток — Запад через разоружение, разблокирование
региональных конфликтов, установление тесных экономических и
взаимовыгодных политических контактов с различными странами без
предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса
привела как к безусловным успехам, так и к крупнейшим провалам.
Начало разоружения.Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых
был налажен личный контакт между М. С. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем
Д. Бушем (ноябрь 1985 г. — Женева; октябрь 1986 г. — Рейкьявик; декабрь
1987 г. — Вашингтон; июль 1988 г. — Москва). Результатом этих сложных
переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. Соглашения об уничтожении
целого класса ядерных вооружений — ракет среднего и ближнего радиуса
действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две
сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.
Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а позже и с другими странами.
Конечно,
как и прежде, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные
пропагандистские цели. Особенно явственно это было в 1985 — 1988 гг.,
когда политика СССР во многом строилась на прежней тактике (в том числе
на попытках противопоставить, разъединить США и их союзников, отдалить
от них страны «третьего мира»). Некоторые инициативы (например,
предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.) имели явную
пропагандистскую направленность. Тем не менее в целом это была уже новая
политика.
С 1988 — 1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все
меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического
положения СССР заставило его руководство идти на все большие (нередко
односторонние) уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и
политической поддержки. Тем не менее курс на разрядку осуществлялся и
далее. В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об
одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных
организаций).
В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский
договор об ограничении стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов
наступательного оружия.
Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.