Образы «тучки» , «облака» или «волны» у Л. - устойчивые символы прекрасной свободы и беспечности (свойственных полуодушевленному бытию природы) , надчеловеческой отрешенности от страстей и мук, эстетизированное бесстрастие «туч» противопоставлено тревожной и печальной участи человека на земле. Герой стих. , открытый «cтpacтям» и «страданиям» , еще остается в трагич. кругу человеческих ценностей и коллизий. Но вместе с тем явленный «тучками» независимый мир красоты ("степью лазурною, цепью жемчужною...» ) манит его к разрыву прежних связей и отношений; в 1-м стихе последней строфы слышится не только сострадат. горечь или мысли о родине «нивы бесплодные») , но и усталое отчуждение. На пороге разлуки герой как бы отнимает у пока еще «милого» севера долю своей сердечной привязанности, своей нежности и переносит ее на ("небесных» спутников - на «тучки» : по замечанию Максимова, ("многоговорящие уменьшительные» выражают ("одну из стихий лермонтовской поэзии» , начало "нежное, трепетное, почти женственное» . Так или иначе, изгнанничество героя и сопутствующие чувства личной несвободы и грустной подавленности - лирич. доминанта стих. , к-poe как бы окольцовано словами: «изгнанники» , "изгнания» .