«Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию.
Эта симфония рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина, вместе с
оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены одной теме –
благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее
защитника. Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества
Бородина и всей русской музыки. Она предельно
афористична: краткий подъем-замах и два притопывающих «шага»,
возвращающих тему к начальному тону. Это тема-утверждение, тема-приказ,
архаически неуклюжий и предельно монолитный. Такое вступление может
открывать «Повесть временных лет» или другие «дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой».
Вся первая часть «Богатырской» – это
вариации на главную тему, рядом с которой все остальные мотивы выглядят
отрывочно, фрагментарно, как оттеняющие интермедии. И мелькнувший было
наигрыш «скоморохов», и мелодия «белых лебедушек», девичий напев – все
меркнет перед темой-девизом и ее вариантами. То слышится суровая мужская
пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или
скачка витязей в поле. Первая часть симфонии вполне соответствует
названию «эпическая», которое часто упоминают в связи со всеми
произведениями Бородина. Это название означает многое: и склонность к
картинности, и преобладание изложения над развитием, и господство
вариационности, и тяготение к сопоставлениям. И, конечно же,
грандиозность, размах, широту.
Трудно найти в истории
симфонической музыки другое сочинение, где основная тема так безусловно
царила бы над всеми другими, как бы подавляя и «отпугивая» их; трудно
представить, что одна мысль может заполнить собою все музыкальное
пространство. Конечно, грозный голос и особая стать этой темы этого
требуют. Однако послушав «Богатырскую» симфонию, пессимисты, пожалуй,
назовут ее не столько богатырской, сколько «автократической», настолько
велика в ней централизация и концентрация «власти» главной темы. Поэтому
симфония Бородина даже несколько «антисимфонична», статична: жанр
симфонии подразумевает органическое соединение различного материала и
его динамичное развитие. Оптимисты же, пожалуй, будут подчеркивать явно
читаемый в музыке образ Ильи Муромца, «сиднем сидевшего» тридцать лет и
наконец явившего всю свою силищу. Тогда «Богатырская» – это лишь зерно
будущего, символ нераскрытой былинной мощи, наброски и штрихи к
грандиозной поэме о русском народе, музыкальное вступление к его славной
истории, которой только предстоит совершиться.