"Уроки французского» - это рассказ Валентина
Распутина о своем трудном послевоенном детстве, когда «голод еще не отпустил»,
а у матери, кроме него, было еще двое детей, он - самый старший. Жили совсем
плохо, что, казалось хуже уже некуда. Весной, когда пришлось особенно туго,
чтобы хоть как-то отвлечься от желания поесть, он "глотал сам и
заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи".
Автор говорит о том, что в то время в небольших
деревнях были только школы, дающие начальное образование, чтобы продолжить
учебу, дети с одиннадцати лет должны были жить вдали от родителей, не готовые к
самостоятельной жизни, должны были жить среди чужих людей. Распутин показывает,
как дети страдали от тоски по родному дому. "Никогда раньше даже на день я
не отлучался из семьи, и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих
людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни».
Дети, приехавшие на учебу, были беззащитны, ничтожных
припасов еды, присылаемых родителями, им не хватало, к тому же, продукты могли
украсть, и некому было помочь. То же происходило и малокровием, что привело к
тому, что у него «часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться
голова». Скудные припасы, которые присылала ему мать, отрывая последнее от
других своих детей, от сестренки с братишкой, кто-то воровал. И мальчик
погибал, потому что «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там
всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать,
поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все было
пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля..."
В своем рассказе автор пытается объяснить, что
подростку бывает трудно найти правильный выход из ситуации, в которую он
попадает. Так, герой Распутина не видит ничего другого, как пойти на поляну и
играть на деньги, чтобы хоть как-то выжить. Там он впервые сталкивается с
несправедливостью, жестокостью, там, ему пришлось «постигнуть на собственной
шкуре», что «никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается
вперед. Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и
больше всех его ненавидит тот, кто идет следом». Мальчик был жестоко избит.
Оставшись один, он «упал в жесткую сухую траву и ... горько навзрыд заплакал.
Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее
меня». Но голод заставил его вернуться. Он старался «не выделяться», пытался
выиграть денег хотя бы на пол-литровую баночку молока, чтобы хоть чуть-чуть
поправить здоровье, но это ему не удалось, его снова избили.
Валентин Распутин в своем рассказе показал, какую роль
играют учителя в жизни детей.