Для современного человека фотография стала привычным явлением, ей уже не
поклоняются, она стала предметом искусства, а Виктор Астафьев в своем
повествовании заставляет задуматься о тех человеческих ценностях,
которые сохранила старая фотография.
Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история.
Витька
заболел, не может фотографироваться.. . Санька, сын соседа Левонтия,
чувствуя свою вину в болезни друга, тоже отказывается сниматься... .
Вот пример дружбы и сопереживания... Важный образ в рассказе - семья школьного учителя и уважение, которое ее окружает.
Деревенские бабы помогают учителю и его жене, приносят угощение, заботятся о ребенке, наставляют молодую учительницу.
Пример уважения, помощи и взаимовыручки. Очень редко можно встретить такое в наши дни, когда соседи помогают друг другу.
Без
всякой платы подшивают валенки школьному учителю. Его уважают и любят
уже за то, что он здоровается со всеми и никогда ни в чем не откажет.
Учитель
сам принес ему фотографию. Воспоминания об учителе занимают большое
место в рассказе. Память сохранила даже внешность умного интеллигентного
человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
Суровое
время требовала именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив
городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе. Память о них
будет жить вечно.
В небольшой главе из книги «Последний поклон» ,
в которой сюжет с фотографией является завязкой повествования, автору
удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что
суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба,
сострадание, самопожертвование - истинные человеческие ценности, без
которых человек не может жить.
А школьная фотография - отражение этих ценностей.