Павлово-посадские набивные платки
Павловопосадские шали (платки) — один из русских народных промыслов. Производятся в г. Павловском Посаде Московской области на ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».
История
Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства.Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, была создана в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным. Правнук, Я. И. Лабзину, совместно с В. И. Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года — ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».
Производство
Стилизованное изображение павлово-посадской шали на гербе Павлово-Посадского района Московской области.С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
Художественные особенности
Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.