Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было создать многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции всех божеств. Жрецы составляли «индигетамента» — официально утвержденные собрания молитвенных формул с указаниями, к каким богам и в какие дни надлежит обращаться с молитвами, совершать жертвоприношения и т. д. Жрецы ввели также календарь, отмечая в нем дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров и совершения иных официальных действий, а также дни «несчастливые» , когда нельзя было ничего предпринимать. В их числе были и ГАРУСПИКИ, занимавшиеся «этрусской наукой» , т. е. гадавшие по внутренностям жертвенных животных.
ГАРУСПИКИ (от этрусского harus - внутренности и латинского specio - наблюдаю) , член этрусской коллегии жрецов, посвященных в тайны Disciplina etrusca. Гаруспикам надлежало предсказывать будущее, главным образом по внутренностям (преимущественно печени) жертвенных животных (осмотр внутренностей, печени — haruspicina). Римское правительство вызывало их по конкретным поводам в Рим и получало от них сведения. Предсказания гаруспиков, однако, должны были быть удостоверены решением сената. Гаруспики находились также в свите полководцев, они исполняли свои обязанности предсказателей до конца классической древности.
Известны слова римского государственного деятеля и писателя Катона Старшего (Марк Порций Катон, 234—149 до н. э.) , который сказал о себе, что он «удивляется, почему гаруспики не смеются, встречаясь друг с другом» .