Мореплавание
в Европе начиналось в прибрежных вода Средиземного моря, было обусловлено
высоким уровнем развития цивилизации в этом районе.
Египет. Для торговли со средиземноморскими городами строились
суда за 3 тысячи лет до н. э. В пирамиде египетского фараона Хеопса (начало 3
тыс. до н.э.) сохранился целый корабль. Египтяне изготавливали суда из местных пород дерева,
(например, акации, папируса) и сосны, которую привозили из Сирии. Египтяне
изобрели шумерское речное судно, которое изготавливалось из козьих шкур.
Морские суда создавались из кедровых досок, завозимых из Ливана. Флот Египта
делился на военный и торговый., существовали пассажирские и грузовые суда. Финикия (современная Сирия) внесла большой вклад в развитие
мореплавания, некоторые считают, что именно финикийцы первыми из средиземноморских
народов вышли в открытое море. Финикия вела торговлю с Египтом и Месопотамией
уже в 4 тысячелетии до н.э. Принято считать, что парусно-гребные суда
классической конструкции появились в Финикии во 2 тысячелетии до нашей эры. Они
имели сплошной деревянный киль, в отличие от египетских судов, у которых
прочность корпусу придавал специальный канат-растяжка. Мачты были
однодревковыми (а не Л-образными как у египтян). Финикийцы изобрели подводный таран,
обитый листовой медью, который крепился к носовой части киля. Военные суда
финикийцев были двухпалубные, гребцы были защищены высоким фальшбортом (участок
борта, расположенный выше открытой палубы). Все великие морские державы
древности строили военные и торговые суда на базе финикийских прототипов. Греция. Переняла мореплавания у Финикии. Необходимость
создания флота в 6 веке до н.э. определялась особенностями географического
положения Греции и наличием колоний на всем побережье Средиземного моря. Строительство
военных кораблей получило широкое распространение в 5 в. до н. э. в связи греко-персидскими войнами. Триера – судно с
тремя рядами весел изобрел в 8-7 в. до н. э. корабельный мастер из Коринфа
Аминокл. Судно имело вытянутую форму, плоскую подводную часть (осадка – 1 метр) для увеличения
скорости.
В
Афинах (444-429 гг до н. э.) появляется обучение морскому делу: за определенную
плату изучался теоретический курс и морская практика.
Древний Рим стал морской державой
с момента установления республики
(509 г.
до н.э.). К этому времени уже сложились основные типы судов, известны основные
принципы судовождения. Создавая флот, римляне копировали карфагенские суда,
судовождению учились у этрусков. К середине 3 в. до н. э. в римской республике
было построено несколько портов в Неаполитанском заливе и на побережье
Адриатического моря. Появились первые механизмы для разгрузки судов – стрелы,
установленные на поворотном круге. Непрерывные войны, которые вел Рим,
требовали создания мощного военного флота. Благодаря военному морскому флоту
римляне победили в Пунических войнах. Карфаген был разрушен, пунийцы стали
подданными Рима.
Римляне
изобрели корвус (переходной мостик), который позволял быстро перебраться на
вражеский корабль. Римский военный флот в качестве основной ударной силы
использовал ЛИМБУРНЫ – одномачтовые парусные суда.
Во
второй половине 2 в. до н.э. флот римского полководца Сципиона Эмилиана
осуществил поход вдоль западных берегов Африки, о чем свидетельствовал
греческий историк Полибий, участвовавший в этом походе. В начале 1 в. до н.э.
флот римского наместника в Испании Публия Красса совершил плавание вокруг Пиренейского
полуострова. В 67 г.
до н. э. римский полководец Помпей ликвидировал
пиратство, так как в результате действий пиратов связи Рима с восточными
провинциями практически прекратились. Торговые суда Римской империи выходили за
пределы Средиземного моря, совершали плавание к берегам Британии.