Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права
человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая
реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья,
ибо права человека по существу есть его устремление к счастью,
признанное законом. На тесную взаимосвязь права и закона указывают
исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового
времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в
оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних
"Jus est ars boni et aegui"- "право есть искусство добра и
справедливости" раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В
работе Гегеля "Философия права" вопросы права трактуются в органической
связи с вопросами морали и нравственности. Связь права и морали находит
выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем.
Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона
можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и
морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в
оценке содержания закона применение категорий справедливости,
гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим
социально-филосовским и этическим категориям. В этом случае закон не
может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон,
нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из
презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона,
правопорядок и общественную нравственность. На действие норм морали
оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение
индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и
нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры
личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому,
что требования общественной морали становятся убеждением, составной
частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом
сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования
общественных отношений, выполнение требований ном права воспринимается
гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и
углубляется взаимодействие права и морали. Право в целом соответствует
моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах
возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным
сознанием общества, отдельных социальных групп, "столкновения" между
нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в
противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом
компетентных государственных органов является принятие необходимых мер
по совершенствованию правового регулирования. Практика
внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что
противоречия между правом и моралью имеются в регулировании
имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных
отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением
могут быть в определении преступления, административного проступка, мер
уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд
коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в
регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции
искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других
медицинских операций и способов лечения.