I. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые являются
масштабными художественными обобщениями, направленными на решение коренных
проблем человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников
и самого Чичикова) Гоголь усматривает трагическое омертвение человечества,
унылое движение истории по замкнутому кругу. Истоки духовной пустоты человека
кроются, по мысли писателя, не только в социальных условиях, но и в
особенностях психического склада личности (в равной степени относятся к
«мертвым душам» и помещики-крепостники, и делец-приобретатель Павел Иванович
I. Образ дельца-приобретателя Павла
Ивановича Чичикова типичен. Беда, однако, не в том, что Павел Иванович – делец,
а в его духовной ущербности, замаскированной пошлости. Мертвенность Чичикова
подчеркивается полным отсутствием перемен в его духовной жизни, погруженностью
в суету. Бричка Павла Ивановича долго не сходит с какого-то заколдованного
круга. Судьба героя, как показывает Гоголь, вечно возвращается «на круги своя»
(каждая новая афера кончается разоблачением, которое, в свою очередь, не мешает
«непотопляемому» Чичикову вновь и вновь начинать все с нуля) . Биография Павла
Ивановича - предмет глубочайшего психологического исследования. Гоголь пишет о
своем герое: «Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того,
что ускользает и прячется от света, не обнаружь откровеннейших мыслей, которых
никому другому не вверяет человек… и все были бы радешеньки и приняли бы его за
интересного человека» .
1. Жизнь Чичикова подчинена одной цели —
обогащению ради достижения комфорта, «всех довольств» , «всяких достатков» :
экипажей, отличного дома, вкусных обедов… Эта примитивная мечта и питает
неутомимую энергию «подлеца» , который отлично помнит отцовский наказ «больше
всего беречь и копить копейку» . Сочувствие к людям полностью вытравливается из
сердца героя (бросает на произвол судьбы спившегося учителя, предает начальника
по службе, радуется высокой смертности среди крестьян и т. п.) , уступая место
виртуозному умению угождать нужным лицам. В городском училище Чичиков
выбивается в любимые ученики своими «прилежанием и опрятностью» , полностью
постигает «дух начальника» , ценившего в своих подчиненных покорность. На службе
в казенной палате Павел Иванович добивается расположения «неприступного»
повытчика. «Наконец он пронюхал его домашнюю, семейственную жизнь… Переехал к
нему в дом, сделался нужным и необходимым человеком, закупал и муку, и сахар, с
дочерью обращался, как с невестой, повытчика звал папенькой и целовал его в
руку… » Словом, в Чичикове оказывается все, «что нужно для этого мира: и
приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах. С такими
средствами добыл он в непродолжительное время то, что называют хлебное
местечко, и воспользовался им отличным образом» . Приехав же в губернский город
NN, Павел Иванович умело льстит местным чиновникам. «Губернатору намекнул
как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде
бархатные… Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских
будочников… » Удивительную способность приспосабливаться к новому собеседнику
демонстрирует Чичиков в разговорах с помещиками. Достаточно сравнить беседы с
Маниловым и Собакевичем о городских чиновника