ПОМОГИТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ И ПОДОБРАТЬ АРГУМЕНТЫ!!
1)Что
такое духовность?.. (2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3профессиональные размышления
врача-психиатра время от времени приводят
меня к вопросу о бездуховности. (4)3а этим, тоже, кстати, весьма
смутным, понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности - явления, по всей видимости, необъятного.
(б)Выслушиваю историю
пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с
бездуховностью! (7)Попробую развернуть приметы бездуховности.
(8)Проявляется
она прежде всего в отношениях между людьми. (9)В том, что человек не может или не хочет поставить себя
на место другого. (10)Но здесь требуется
оговорка: мы иногда путаем способность разобраться
в другом со способностью понять его. (П)Разобраться - значит попросту
установить, что, например, вашему знакомому тоскливо. (12)При этом у вас могут
возникнуть разные предположения о причинах его тоски, и вы будете довольно бесстрастно перебирать в уме
эти предположения. (13)Всё это ещё далеко от понимания, понять - это не
только установить, что кому-то не очень
хорошо, но и почувствовать это. (14)Понимание бывает в двух случаях. (15)Либо вы по натуре отзывчивый
человек и вам представляется, что всё происходящее с окружающими
происходит и с вами. (16)Либо вы человек
каких угодно качеств, а всё дело в том, что ваш знакомый вам дорог,
тогда он стал как будто частью вашего «я». (17)Это превращение другого в неотъемлемую часть вашего духовного мира психологи
с начала XX века называют интроекциеы.(18)Дружба и любовь в
истинном понимании слова немыслимы без интроекции,
иначе это только яркий суррогат этих чувств. (19)Нет интроекции -
остаётся наполовину осознанный, наполовину интуитивный поиск «выгод», которые нам может дать дружба с тем или иным лицом. (20)Сам по себе этот поиск нормален и составляет
некую сторону приспособительной
деятельности человека. (21)Но если мы ищем только выгод, мы не вполне
люди.
(22)Бездуховность
обнаруживает себя, когда люди не испытывают ни малейшего смущения, вторгаясь в ваши личные дела, объясняя вам мотивы
ваших действий, порицая вас и давая советы. (23)Когда они фантастически бестактны. (24)Когда им не приходит в голову, что
кому-то может быть больно от их
бесцеремонности. (25)Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что
такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным.
(26)Ну а если иным? (27)Тогда они вертят пальцем у виска и громко смеются.
(28)Итак, ещё одна примета
бездуховности - неспособность понимать какие
бы то ни было мотивы, кроме самых элементарных.
(29)Все эти проблемы
обсуждает наша пресса. (ЗО)Но мне хотелось выделить
более узкое понятие, с которым может работать психолог, врач. (31 )Абсолютно бездуховные люди - большая
редкость. (32)Бездуховность, скорее,
состояние, которое представляет собой одну из многих форм существования одной и той же личности, один из её
возможных обликов. (ЗЗ)Есть люди, побуждаемые обстоятельствами войти
именно в эту «роль». (34)Это своего рода срыв, и потом они возвращаются к
своему обычному облику. (35)Но человек,
которому пришлось столкнуться с «сорвавшимся», уже не забудет, каким тот
выглядел тогда. (36)Не забудет и, возможно, не простит.
(37)Рецепта
против бездуховности нет. (38)3ато мы можем понять её истоки, объяснить людям,
с чем они имеют дело.