В средние века (V – XVII) облик
западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования
существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и
утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми
формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе
проникновения религиозной идеологии христианства.
Философско-педагогическая мысль раннего
средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным
источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало.
Носителями христианской педагогики и морали являлись служители
католической церкви.
В педагогике раннего средневековья
господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности.
Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к
идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования
греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло
быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в
раннесредневековую эпоху.
Аскетизм, усердное чтение религиозной
литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль
желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели,
присущие средневековому идеалу воспитания.