Родителям
было дано знамение о необыкновенной судьбе их чада. Однажды , когда беременная
им мать была в церкви , нерождённый еще младенец три раза прокричал громким
голосом. Родившегося сына назвали Варфоломеем. А младенец снова удивил
родителей: по средам и пятницам он не брал материнской груди, но не хирел от
этого , а был здоров, спокоен и весел.Когда в семь
лет Варфоломея отдали в школу, успехи его были слабы. Учитель наказывал его,
родители увещевали стараться . Он старался изо всех сил , но у него ничего не
получалось. Однажды родители послали его
за лошадьми. Варфоломей пошел , но нигде не нашел их. Он увидел только старца.
Мальчик подошел и рассказал ему о своей беде. Старец помолился и благословил
отрока. С тех пор Варфоломей даже
обогнал своих сверстников в учебе.После смерти
родителей св. Сергий пошел искать уединенное
место вместе со своим братом Стефаном, который ,овдовев , захотел
последовать его примеру . В то время окрестности Москвы были покрыты почти непроходимыми лесами. Братья
выбрали пустынное место вдалеке от населенных мест, срубили себе келью и
маленькую церковь во имя св. Троицы. Так
было положено начало славной Троице-Сергиевой Лавры. Стефан вскоре ушел в
Москву и там поступил в монастырь, а Варфоломей остался тверд в намерении жить
в пустыни . На 24 году
он принял пострижение с именем Сергий и
остался один , преодолевая все трудности уединенного жития. Сначала только
голодный медведь приходил к подвижнику за пищей. Но со временем слух о его святой жизни стал
достигать людей, и к нему потянулись
желающие посвятить свою жизнь Богу.Когда
собралось 12 человек, св. Сергий по их настоятельной просьбе, принял на себя
звание игумена. Так в 1354 г. епископ
Переяславский Афанасий посвятил
его в сан пресвитера.
Приняв
начальство над возникшей обителью , св.
Сергий не изменил своего образа
жизни. По-прежнему он рубил дрова, молол зерно, варил пищу, шил одежду и обувь,
не словами , а своим примером наставлял братию. Преподобный не позволял братии просить помощи в окрестных селениях , а научал их надеяться
на милость Божию. И вера его каждый раз
оправдывалась чудесным образом.
Несмотря на смирение св. Сергия,
слава его росла. И знатные , и бедные стали издалека приходить к нему за
утешением. Патриарх Константинопольский прислал ему крест и схиму, посоветовав
перестроить обитель в общежительский монастырь. Святой Сергий , испросив
благословение у св. митрополита Алексия , так и поступил. До этого каждый из
братии жил в своей келье лишь на свои средства, сходясь с другими только на
молитву или на общее дело. Теперь инокам было запрещено иметь какую-либо
собственность в келье,все было общее, и каждый из братии получил свое
послушание. Так довершилось устроение Троицкой обители, заодно возросло число
братии в ней и воцарилось обилие. Тогда преподобный ввел в обычай принятие
странствующих, кормление нищих и подаяние просящим. Не всем пришлись по душе
новые порядки. Недовольство общежитием выразилось в ропоте братии и в желании
иметь другого игумена. Узнав об этом, преподобный молча ушел из обители и
устроил себе другой монастырь. Раскаявшиеся Троицкие иноки молили Сергия вернуться к ним, а многие просто перешли
к нему во вновь устроенный монастырь. Но через некоторое время , уступив
просьбе Алексия вернулся в свою обитель.
Когда Сергий
узнал о замыслах Мамая уничтожить Русскую землю и построить на ней татарское
царство, он благословил князя Дмитрия Донского на битву с врагом. В этой борьбе
князь победил татар.
В сентябре
1392 г. он занемог, призвал братию и дал
им последнее наставление. перед самым исходом души приобщился св. тайн и тихо почил. В минуту смерти небесное благоухание разлилось по всей
келье, а лицо преподобного сияло чистой радостью.