(1) Мальчишка
был с соседней улицы, со светлыми взлохмаченными волосами. (2) Он все время
путался у нас под ногами. (3) Сами понимаете, никому и в голову не приходило
дать ему оружие.
(4) Впрочем, у
нас и у самих оружия не было… (5) Но в одно прекрасное утро малыш прибежал к
нам с «лимонкой» на поясе. (6) И где он только ее раздобыл?.. (7) Кто мог это
знать… (8) Два дня он дожидался случая бросить гранату.
(9) На третье
утро он возвратился с задания: мы использовали его как связного… (10) Всю ночь
шла стрельба. (11) Мы ожидали атаки. (12) Только что забрезжил рассвет, было
холодно. (13) Малыш повалился на мешки с песком, из которых была сложена
баррикада, и уснул.
(14) Вдруг
кто-то крикнул: «Тревога!» (15) Из-за угла прямо на нас мчался немецкий грузовик. (16) В слабом утреннем свете он
показался нам огромным. (17) Тут-то мальчик и вытащил гранату. (18) Военный
грузовик мчался на нас. (19) Мы приготовились стрелять… (20) Именно в эту
минуту малыш, очевидно, сорвал с гранаты кольцо, и тут, в смутном свете зари,
мы увидели французский флаг, выброшенный из окна машины. (21) Мы увидели, что в
грузовике полным-полно наших товарищей с трехцветными нарукавниками повязками.
(22) Наши товарищи отбили у немцев грузовик и теперь возвращались к нам, гордые
своей победой, громко крича, чтобы мы сразу же опознали их.
(23) У малыша
оставалось несколько секунд, чтобы швырнуть гранату. (24) Куда бы он ее не
бросил, он неизбежно ранил бы своих. (25) А наши ребята на ходу соскочили с
грузовика и уже бежали к нам навстречу… (26) Кругом тоже были наши, и еще были
здесь женщины с той же улицы. (27) Они
поднялись спозаранку и, выйдя из своих домов, принесли нам в кувшинах
ячменный кофе… (28) А малыш стоял с
гранатой в руке, с гранатой, уже
освобожденной от кольца, со своей первой гранатой…
(29) Никто не
заметил взгляда малыша. (30) Поначалу вообще никто ничего не понял. (31) Никто
не видел, как он припал к мешкам, стиснув гранату обеими ладонями, своими
теплыми детскими ладонями, зажав ее в руках, как птицу, как отравленный плод.
(32) Чтобы спасти друзей, он прижал ее к животу и клубочком свернулся среди
мешков, как маленький зверек, прячущий добычу… (33) И он не произнес ни одного
слова - просто сердце его разлетелось на мелкие кусочки. (34) Да,
вот так просто. (35) А циферблат над витриной часовой мастерской в конце улицы
все также светился бледным холодным светом, точно лунный диск… (36) Мальчик
умер без крика, без слез, никто даже не заметил, как это случилось…
(37) У нас не
было времени для слез. (38) Теперь на баррикады шли настоящие немецкие
грузовики. (39) Какой-то предатель их петэновской милиции стрелял нам в спину.
(40) Мы никак не могли обнаружить, из какого чердачного окна велась стрельба…
(41) Но малыш –
это был настоящий человек.
(По
М. Риффо)
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже,
содержит наиболее точный ответ на вопрос: «Почему автор называет мальчика
малышом?»
Мальчик был
маленького роста.Мальчику было
мало лет.Автор хочет
передать теплоту отношения к мальчику окружающих его людей.Автор не знает
имени мальчика.
А2. Укажите, какое из приведенных
ниже суждений противоречит содержанию текста.
Баррикада была
сложена из мешков с песком.У защитников
баррикады не было оружия.На немецком
грузовике ехали французы.Женщины принесли
на баррикаду ячменный кофе издалека.
А3. В каких предложениях содержится информация,
необходимая для обоснования ответа на вопрос: «В какой стране происходили
описанные в тексте события»?
(15) Из-за угла прямо на нас мчался
немецкий грузовик.(20) Именно в
эту минуту малыш, очевидно, сорвал с гранаты кольцо, и тут, в смутном свете
зари, мы увидели французский флаг, выброшенный из окна машины.(21) Мы увидели,
что в грузовике полным-полно наших товарищей с трехцветными нарукавниками
повязками. (22) Наши товарищи отбили у немцев грузовик и
теперь возвращались к нам, гордые своей победой, громко крича, чтобы мы сразу
же опознали их. A4. Укажите, в каком значении употребляется в
тексте слова путался (предложение 2)
Приходить
в беспорядокРазвиваться,
протекать беспорядочноСбивать
с толкуНаходиться,
ходить где-нибудь рядом, мешать
А5.
Как
характеризует рассказчика информация, заключенная в предложениях 37-41?
Рассказчик – жестокий человек, которому
некогда пожалеть погибшего мальчика.Рассказчик –
человек, заботящийся лишь о том, чтобы обнаруживать предателя.Рассказчик –
человек, глубоко переживающий гибель мальчика.Рассказчик –
военный человек, возглавляющий защиту баррикады.
А6. Укажите, в каком предложении в
качестве средства художественной выразительности используется лексический
повтор.
(1) Мальчишка
был с соседней улицы, со светлыми взлохмаченными волосами. (21) Мы увидели,
что в грузовике полным-полно наших товарищей с трехцветными нарукавниками
повязками.(28) А малыш
стоял с гранатой в руке, с гранатой, уже
освобожденной от кольца, со своей первой гранатой…(41) Но малыш –
это был настоящий человек.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ НАДО НА СЕГОДНЯ.