Чтение учителем стихотворения «Честная бедность» в переводе С. Я. Маршака должно не просто заинтересовать школьников, но увлечь особой музыкой настолько, чтобы семиклассникам захотелось выучить его наизусть, возвращаться к нему и впоследствии — это, на наш взгляд, центральная задача, стоящая перед учителем.При изучении творчества Р. Бёрнса школьники легко усвоят термин рефрен, так как в его поэзии часто встречаются повторяющиеся в определенном порядке строфы.Важно обратить внимание учащихся на самые простые вопросы, на которые нетрудно будет им ответить после первого чтения, например: как вы понимаете название стихотворения «Честная бедность»? Кого и почему автор называет трусливым рабом и самым жалким из людей? Кого он называет знатью? Каких богатых людей, одетых «в шелк», не принимает поэт и считает, что «бревно останется бревном»? На что надеется и во что верит Бёрнс, о каком дне и часе мечтает? Можно ли считать, что это мечта для всех времен и народов:
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте...
Размышляя над тем, как прочитать каждую строфу, семиклассники отвечают и на более сложные вопросы: какие чувства, по вашему мнению, сопровождают каждую строфу этого стихотворения и как следует читать его?Какие строчки стихотворения повторяются? Как называется этот литературный прием? Какое настроение привносит рефрен?Какие литературные приемы помогают писателю выразить чувства гнева и презрения, иронии и братского сочувствия?Как вы понимаете слова и выражения: судите не по платью, бревно останется бревном, плут, чопорен, позументы, лакей, лесть, черед?В чем пафос стихотворения Бёрнса? За счет чего так легко оно читается?Какие пословицы вспоминаются нам при его осмыслении?Что важно подчеркнуть при чтении этого стихотворения?Какие произведения напоминает это стихотворение?Что можно рассказать об авторе и какие еще его произведения вы знаете?Итак, рассказ о поэте, а главное — выразительное чтение стихотворения наизусть, а вслед за этим небольшое его обсуждение.