1.Показать пороки человеческого общества.
2.Каждый литературный герой (если речь идет о большой литературе) — всегда
любимое творение своего автора. Любой писатель вкладывает в своего
героя частичку своей души, свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый
литературный герой неизменно несет в себе черты своей эпохи и своего
окружения: живет согласно с себе подобными или “выламывается” из
общепринятых схем социального поведения. Так, в романе Пушкина “Евгений
Онегин” живет и действует молодой человек 20-х годов: умный,
образованный, принадлежащий к высшей аристократии, но неудовлетворенный
существующей действительностью, потративший лучшие годы своей жизни на
бессмысленное и бесцельное существование. Появление такого героя вызвало
в обществе и литературных кругах двадцатых годов целую бурю страстей.
Не успели еще они утихнуть, как на свет явился новый герой, но уже герой
тридцатых годов XIX века — Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова
“Герой нашего времени”.
И опять та же судьба: трагическая,
неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски
истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с
другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности. Вслед
за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени:
тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и
Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов — лучшие представители
передового дворянства из романа Льва Толстого “Война и мир”.
Почему
же до сих пор споры об Онегине и Печорине очень злободневны, хотя образ
жизни в настоящее время совершенно другой. Все другое: идеалы, цели,
мысли, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл
человеческого существования волнует всех, независимо от того, в какое
время мы живем, о чем думаем и мечтаем.
Особенно углубленным
психологическим анализом характеризуется центральная часть романа —
“Дневник Печорина”. Впервые в русской литературе появляется такое
беспощадное обнажение героем своей личности. Переживания героя
анализируются им же со “строгостью судьи и гражданина”. Печорин говорит:
“Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в
груди моей”. Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного
наблюдения за окружающими. В сущности все отношения Печорина с людьми
являются своеобразными психологическими экспериментами, которые
интересуют героя своей сложностью и на время развлекают удачей. Такова
история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая
“игра” с Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он
небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин
рассуждает о том, что “честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а
счастье — всего лишь напыщенная гордость”.
Если А. С. Пушкина
принято считать создателем первого реалистического романа в стихах о
современности, то Лермонтов является автором первого
социально-психологического романа в прозе. Его роман отличается глубиной
анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху,
Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь
никаким иллюзиям и обольщениям. Лермонтов показывает все самые слабые
стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность
деятельности.