Так
же как и в предшествующие периоды, бытовые условия жизни русских людей,
принадлежащих к разным слоям общества, в 13 в. отличались главным образом
богатством, но были сходны по типу. И простолюдины, и знать жили в постройках
срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого человека было просторнее
крестьянской избы, иногда имело 2-3 этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными,
а в бедных домах затягивались бычьим пузырем. Но архитектура жилищ была
однотипной. В домах стояли деревянные столы, скамьи, вдоль стен - лавки. У князей, в боярских домах еще и табуретки,
украшенные резьбой, живописью. Избы бедняков по вечерам освещали деревянные
лучины.Князь, бояре и другие знатные люди проживали в городах и имели свои усадьбы. Городу подчинялась обширная сельская округа, с которой люди князя собирали дань. Впервые города на Руси упоминаются в письменных источниках IX века. К середине XIII в., по материалам археологических наблюдений, насчитывалось 758 укрепленных поселений. Города служили центром торгового обмена. Городские рынки по преимуществу имели местное значение.Торговали
русские купцы с Золотой Ордой и Средней Азией, Кавказом и Крымом, Византией и
Италией, Литвой и странами Балтии.В городах насчитывались десятки ремесленных профессий. Древние гончары умели кроме посуды делать детские игрушки, кирпичи, облицовочную плитку. Самым распространенным было кузнечное дело. Кузнецы производили разнообразные орудия: косы, серпы, топоры и др.Высочайшего
уровня достигло искусство русских оружейников. Русские мечи, кольчуги, боевые
щиты и шлемы высоко ценились в Польше и Венгрии, Дании и Швеции. Появляются и
новшества – литье пушек, чеканка серебряной монеты (со второй половины XIV века).
Бумаги
тогда не было, и писали на кусочках березовой коры - бересте: царапали или
продавливали буквы специальными заостренными палочками из металла или кости -
писалами. Школ тогда не было и люди перенимали грамоту друг у друга. Позже в
качестве писчего материала начинают использовать бумагу. Книги еще печатать не
умели, и переписывали их вручную на листах специально выделанной кожи –
пергаменте, которые затем сшивали в тяжелые книги с деревянными или
металлическими обложками. Для
переписывания книг нужны были грамотные люди. На Руси грамоту знали не только
монахи, но и князья, бояре, торговые люди, ремесленники.
-
Пища большинства населения в урожайные годы была обильна и достаточно
разнообразна.
Основой
ее оставался хлеб. Из ржаной муки выпекали оладьи, лепешки, блины. Из пшеничной
муки выпекали калачи. Сдобное тесто шло на пироги с маком, медом, капустой,
репой, грибами, мясом, кашей. Каши были распространены всевозможные: гречневая,
овсяная, пшенная, ячменная. Из зерна готовили разнообразные напитки, особенно
любили хлебный квас и ячменное пиво. Из ягод делали кисель. Посуда,
употреблявшаяся в богатых и бедных домах, чаще всего не различалась по форме.
Ложки и миски, чашки и кувшины изготовлялись с соблюдением одних и тех же традиций.
Но, если в боярских домах они были серебряными и оловянными, то у бедноты –
глиняными да деревянными. Картофеля на Руси до XVIII
века
не знали, в повседневном рационе его заменяла репа. Грибы ели вареными,
жареными, солеными. Из мясных продуктов наиболее распространена была баранина.
Мясо ели не только свежим, но и заготовляли его впрок, делая солонину. Рыбу
употребляли в пищу и свежей, и соленой, и сушеной, и вяленой. Сахара не было,
зато широко использовался мед. Существовало немало постных дней, когда
запрещалось употребление молочных и мясных продуктов. Особенно строг был Великий
Пост, начинавшийся после Масленицы и продолжавшийся до Пасхи. В эти дни
запрещалось употребление даже рыбы. Так питались и крестьяне, и горожане. На
Пасху пекли куличи, делали творожную пасху и красили яйца. Пасхальное яйцо –
символ жизни – напоминало о воскресении Христа.