Андерсен очень любил детей. Он часто развлекал малышей в семьях, где
бывал, рассказывал им «истории, которые либо сам тут же придумывал, либо
брал из известных сказок» .
Когда сказки Андерсена впервые
появились на прилавках книжных магазинов датской столицы, все были
поражены. Никто никогда ничего подобного не читал. Какие странные герои!
Ведь датские дети привыкли к принцам и принцессам. У Андерсена же в
сказке «Огниво» принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая
принцесса, Элиза, из сказки «Дикие лебеди» отличается необыкновенным
трудолюбием и самоотверженностью.
Рождение Андерсена-сказочника формально датируется 1835 годом, известным как год выхода первого сборника сказок.
Но
уже в раннем творчестве Андерсена отчетливо проявилась склонность поэта
к сказке - черта, на которую ни современная ему критика, ни сам
писатель не обратили внимания. Такие произведения 1830 года, как
«Королева метелей» , «Бук» , «Сказка о женах» , «Дочь великана» , не что
иное, как сказки в стихах.
Истоки многих позднейших совершенных
сказок Андерсена таятся в ранних его произведениях. Так, в «Теневых
картинах» есть сказка о гениях цветов, которую можно считать эскизом
«Дюймовочки» , появившейся в 1836 году. В этой же книге есть сказочный
мотив, на основе которого Андерсен впоследствии создал свою «Русалочку» .
Фантастика сказок Андерсена просто удивительна.
Смысл сказок Андерсена и особенно сказки о маленькой русалочке - в утверждении реальности прекрасного, поэзии действительности.
Реалистическое содержание андерсеновских сказок и обусловило их стиль, язык и манеру письма художника.