Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX—XX вв. так называемого массового общества.
Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал
переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно
удешевившему производство товаров. Но индустриальное машинное
производство предполагает стандартизацию, причем не только
оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков
работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д. Затронули
процессы стандартизации и духовную культуру.
Достаточно четко
обозначились две сферы жизни работающего человека: собственно работа и
досуг — социально значимое свободное время.
В результате
возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали
провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового»
культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они
были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно
провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.
Следовательно, причины: гибкая и быстрая пропаганда информации, диктатура идеалов, моментальная агитация среди населения и всего народа в целом посредством СМИ. Последствия: 1. Телезависимость, интернетависимость. 2. Нивелирование культурных различий. 3. Утрата культурного своеобразия народов.