Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства, средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Проект реформы перестройки предусматривал: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; возрождение частного сектора экономики (через развитие кооперативного движения); отказ от монополии внешней торговли и интеграцию в мировой рынок; децентрализацию управления (сокращение числа отраслевых министерств и ведомств); развитие на селе основных форм хозяйствования: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов, фермерских хозяйств. Итоги первых преобразовании. В 1987г. был принят закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, включая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большинство производимой продукции включалось в госзаказ и, следовательно, исключалось из свободной продажи. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988г. были приняты закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Обратной стороной этого процесса стала легализация "теневой экономики". Изменения в сельском хозяйстве начались с реорганизации совхозов и колхозов. В аграрном секторе получили развитие арендные отношения на основе договора об аренде земли (на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). В целом в аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. С 1988г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. Летом 1990г. в постановлении Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР" был провозглашен курс на поэтапный (в течение нескольких лет) переход к рыночной экономике, намеченный на 1991г. Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990г. началось общее сокращение производства в промышленности. Однако, несмотря на это, реформа способствовала складыванию в экономике новых форм собственности, изменению социальной структуры государства.