1.Тема: Характеристики звезд и звездные величины.
Идея: описать специфику и разновидности звезд.
Читательский адрес: от специалистов, имеющих отношение к астрономии, до широкого круга читателей.
Вид: прозаический.
Жанр: научно-справочная статья
Стиль: научный (научно-популярный подстиль) .
Стилистический анализ
Фонетико-стилистическая характеристика.
Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный) .
Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. .
Лексико-семантический анализ:
Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера(двойные,кратные,ребро плоскости,Мицар,Алькор).
Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю.
В тексте присутствуют
Словарный состав текста
Вся лексика текста активного состава.
Основной пласт составляют слова общеупотребительные (звезды,
облако кометы)\
.
Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины) , эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует ("сухость" изложения в научном стиле) , представлена также нейтральная лексика.
Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: ребро(латин.)комета(греч.)
орбита(латин.)
что является характерной чертой научного стиля.
Изобразительно-выразительных средства:фразеологическое сращение -дьявольская звезда", прилагательные в сравнительной степени "более яркой звезды ее холодным и менее ярким соседом"
Морфологический анализ:
В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля.
Это объяснется большой информативностью научного стиля.
преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (двойные зезды,кратные звезды)
) . Составные термины -- признак научной речи.
Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т. к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.