Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще
сложнее. Дело в том, душа ребенка в этом возрасте полна
социально-психологических конфликтов. Вокруг царит общее депрессивное
настроение, когда взрослые постоянно рассуждают о том, что жить, в
общем-то, трудно, и нет никакого смысла, все вокруг плохо, и мир катится
в тупик. К этому добавляется аналогичная информация из телепрограмм и
Интернета. Везде пестрят криминальные новости, скандальные истории.
С
постоянной периодичностью возникают программы, подтверждающие, что
конец света уже близок, и не сегодня так завтра мир потрясет новая
глобальная катастрофа. Взрослые люди, выражая свои мысли о бесполезности
жизни, тем не менее, поговорив, возвращаются к своим обычным заботам. А
дети под впечатлением всего увиденного и услышанного, совершает
самоубийство. Ведь жить действительно, незачем!
А подросток
понимает, что он не достаточно хорош и умен в глазах своих родителей. И
как ему жить на этом свете, такому никчемному? Особенно сложная ситуация
наблюдается, когда в семье несколько детей, имеющих разные способности к
обучению. В этом случае, кто-то является любимчиком, которого постоянно
ставят в пример, а «вечный двоечник» всегда на заднем плане в своей
семье. Конечно, психологический конфликт практически неизбежен.
Ни
для кого не секрет, что переход человека из детства во взрослую жизнь не
всегда сопряжен с действительным внутренним взрослением. И многие из
нас всю свою жизнь так и остаются "взрослыми детьми", мечтателями и
фантазерами, замершими в ожидании чуда и какой-то фатальной небесной
манны и несметных богатств, которые по мановению колдовской палочки
всеми любимого Гарри Поттера вдруг свалятся на нас ни за что ни про что и
сделают навек счастливыми. Как часто мы сталкиваемся в жизни с
беспомощными романтиками, верящими в "доброго царя", требующими защиты и
руководства, вечными мальчиками и девочками, ожидающими " у моря
погоды" со "скидкой на возраст".
У подростка есть два взаимоисключающих момента самосознания:
-
С одной стороны - стремление к самостоятельности. Проявлением ее
является отрыв от устаревших моделей поведения, правил, ограничений,
рамок, которые мешают ему чувствовать себя хозяином своей жизни.
Приходится сражаться за власть над жизнью, и подросток нарушает
привычные правила, эпатажно и смело идя наперекор родительской воле. Он
хочет настоять на своем, даже если объективно это "свое" ни в какие
рамки не втиснешь.
- И вот тут вступает в силу другая особенность
его мировосприятия, которую он тщательно хочет скрыть от окружающих и от
самого себя - это потребность в "рамках", защите и руководстве. Ведь,
как бы подросток не стремился к самостоятельности, но брать
ответственность за свою жизнь на себя в полной мере он пока не умеет.
Ему необходим внешний авторитет, более опытный и дееспособный, умеющий
помочь ему справиться с вновь обретенной свободой, с которой он пока
толком не знает, что делать. Если этого совета нет в том варианте,
который подросток готов воспринять, то полнота свободы повергает его в
чувство полной растерянности и беспомощности. И от страха перед жизнью,
он вновь с головой окунается в детство, где безопасно. Где за тебя все
решат, помогут, подскажут, сделают. Так действовать привычно и легче.