.Это есть отличие
догматическое, церковно-организационное, обрядовое, миссионерское,
политическое, нравственное и актовое.
Догматическое
отличие известно каждому православному: во-первых, вопреки постановлениям
Второго Вселенского Собора и Третьего, католики ввели в 8-й член Символа веры
добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына
(«филиокве») ; во-вторых, в XIX веке к этому присоединился новый католический
догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною; в-третьих, в 1870 году был
установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах Церкви и
вероучения; в-четвертых, в 1950 году был установлен еще один догмат о
посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной
Церковью.
Церковно-организационное:
католики признают римского первосвященника главою Церкви и заместителем Христа
на земле, тогда как православные признают единого главу Церкви — Иисуса Христа
и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенским и
Поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за
епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности
иезуитов) .
Обрядовые:
Православие не признает богослужения на латинском языке; оно блюдет литургии,
составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных
образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина
и отвергает введенное католиками для мирян «причащение» одними «освященными
облатками» ; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в
храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает
исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало
совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное
облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает
коленопреклонение, но отвергает католическое «приседание» ; оно не знает
дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого.. .
Миссионерские:
Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции;
истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий) .
Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от
всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и
материальной помощи («благотворительность») . Оно, по слову Григория Богослова,
ищет «не победить, а приобрести братьев» по вере. Оно не ищет власти на земле
любою ценою.
Политические:
Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на
борьбу за государственную власть. Церковь и государство имеют особые и
различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство
правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством;
Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую
лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы
и обличения властителям и благое научение мирянам. Ее оружие — не меч, не
партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и
отлучение.
Католицизм,
напротив, ищет власти (светской, клерикальной, имущественной и
лично-суггестивной) .
Нравственное:
Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм взывает к
слепо-покорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую
любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и
соблюдения предписания (законничество) . Православие спрашивает о самом лучшем
и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о «предписанном» ,
«запрещенном» , «позволенном» , «простительном» и «непростительном» .
Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты.
Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и
удовлетворяется формальной видимостью доброделания... "